Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
Чтобы успокоить рабо чих, пришлось некоторым из них выдать причитавшийся им заработок, другим — дать за верения, что плата будет вы дана в ближайшее время. 18 июня 1915 года пристав Брагин доносил: «Рабочих в Коле 700, в Семенове — 600, по линии — 450. Уволилось по болезни 100. Предполага ется еще 1 0 0 ». Нетрудно заметить, что выступления рабочих на коль- ском участке строительства железной дороги носили сти хийный характер и сводились к борьбе за удовлетворение насущных нужд и отстаиванию собственного человеческого достоинства. Несмотря на крайне тяжелые условия работы, они не выдвигали требований, связанных с пересмотром трудового договора (сокращения рабочего дня, повышения заработной платы и т. п.). Наибольшего размаха забастовочное движение достигло в районе Кандалакши. Здесь среди строителей железной дороги вели работу большевики Н. Д. Курасов, Ф. И. Пас торов, В. В. Лебедев и другие. Николай Дмитриевич Курасов вступил в РСДРП в 1904 году. Он активно участвовал в революционном движении 1905 года на Забайкальской железной дороге, был заключен за это в Иркутскую тюрьму. Стойкий большевик, Н. Д. Ку расов по приезде в Кандалакшу сплотил вокруг себя группу передовых рабочих и служащих, которая стремилась внести в движение рабочих организованность и целеустремлен ность. Она призывала строителей дороги добиваться от администрации создания нормальных условий труда и быта. Группа Н. Д. Курасова тогда не имела связи с руководя щими органами партии и действовала самостоятельно. Впо следствии она стала ядром Кандалакшской партийной орга низации. 578
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz