Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

категории рабочих получали на 37 V 2 — 40 процентов больше, чем летом 1915 года (при этом цены на предметы первой необходимости выросли на 50 и более процентов). На рынке все продукты стоили гораздо выше отпускае­ мых по таксе (официальной цене), поэтому рабочим разре­ шалось брать их в пределах месячной нормы: хлеба черного — 60 фунтов, хлеба белого — 30 фунтов, мяса — 15 фунтов, крупы — 8 фунтов, макарон — 4 фунта, жиров — 3 1/2 фунта, овощей — 15 фунтов, сахара — 2 фунта, махорки — V 2 фун­ та, спичек — 4 коробки, мыла — 3 / 4 фунта, чая — Vs фунта. Если за рабочим числился долг, ему отпускалось продуктов не более чем на 75 копеек в день. Продолжительность рабочего дня устанавливалась в 10 ча­ сов: в период с 15 марта по 1 сентября — с 6 часов утра до 7 часов вечера с перерывами на завтрак и полдник по пол­ часа и на обед — 2 часа; в остальное время года — с 6 часов 30 минут утра до 6 часов вечера с получасовым перерывом на завтрак и с часовым на обед. Администрация могла распределять рабочих на две смены, которые должны были трудиться поочередно днем и ночью. Параграф шестой типового договора гласил: «На работы рабочий обязан выходить во всякую погоду, кроме снежных ураганов и проливного дождя... Рабочий не вправе спорить и обязан выполнять ночные работы по той же цене, что и дневные, при том же количестве рабочих часов». За ослушание, ссоры и пререкания с начальством на рабочих налагался штраф в размере 2 рублей. Воскресные и праздничные (точно указанные в расчетной книжке) дни считались нерабочими. Однако администрация имела право посылать на работу и в эти дни, не исключая и ночного времени, но с прибавкой к плате для работающих сдельно 2 0 процентов заработка и на поденных работах — 25 процентов. Невышедших на работу подвергали штрафу в размере 2 рублей за день прогула. Мытарства людей, завербованных на стройку, начина­ лись сразу же после отправки их к месту работы. Питание в пути было организовано крайне плохо. В Архангельске им приходилось подолгу жить в грязных, изобилующих парази­ тами бараках, ожидая посадки на пароход. Большинство ехавших на стройку людей никогда не видели моря и тяжело переносили плавание по нему в штормовую погоду. Как 569

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz