Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
Как отмечало управление Мурманстройки, «успешное окончание укладки рельсового пути на всех частях линии... могло быть достигнуто лишь при исключительном напряже нии сил как рабочих, так и лиц местного технического надзора». «Исключительное напряжение сил», о котором говорит управление Мурманстройки, не являлось результатом патри отического порыва строителей дороги. Оно достигалось системой грубого насилия и жесточайшей эксплуатации рабочих. Труд многих тысяч строителей, проложивших в крайне тяжелых условиях Заполярья самую северную в мире желез нодорожную магистраль, достоин благодарной памяти по томков. Постройка Мурманской железной дороги имела огром ное значение для дальнейшего развития Кольского края и соседней Карелии. Кольский полуостров впервые получил прямую, удобную транспортную связь с внутренней Россией. Дорога создала благоприятные возможности для подъема экономики и культуры края, для строительства новых горо дов и селений. ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧИХ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом. Мерзли и мокли, болели цингой... Н. А. Н е к р а с о в. Железная дорога Такова была участь рабочих на строительстве железной дороги Петербург—Москва. Однако картина, нарисованная великим русским поэтом Н. А. Некрасовым, бледнеет в сравнении с тем, что пришлось испытать строителям Мурманской железной дороги. Людей для работы на Крайнем Севере вербовали в тех районах, где особенно велики были нищета и лишения трудящихся масс. За каждого нанятого рабочего агенты Мур манстройки получали вознаграждение по одному рублю и 567
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz