Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

Кандалакшскую губу, вместо объезда, была построена фильтрующая дамба длиною в 1 версту — каменная насыпь, пропускавшая текущие воды. Такое решение проблемы оказалось вполне удачным. Укладка рельсов на VI участке затянулась до поздней осени. 3 ноября 1916 года у Пояконды, недалеко от Поляр­ ного Круга, произошла, наконец, стыковка пути карель­ ской части дороги с кандалакшской. С этого дня по всей дороге от Петрозаводска до Мурмана открылось сквозное движение. 15 ноября 1916 года Мурманская железная дорога была сдана во временную эксплуатацию. Это, однако, не означало окончания строительства. На линии было множество недоделок. Общая готовность дороги определялась в 70 процентов. На Кольском полуострове объем земляных работ был выполнен только на 58 процентов (к концу 1916 года было вынуто и уложено 1 537 877 кубо­ метров грунта). Предстояло завершить работы второй оче­ реди — заменить временные сооружения постоянными. Сумма всех расходов на строительство линии Кандалак­ ша—Мурман к 1 января 1917 года достигла 35 799 286 руб­ лей, а в целом дорога стоила государству 208 миллионов рублей. Несмотря на сверхминимальные затраты на жилищно­ бытовые и культурные нужды рабочего персонала, несоблю­ дение технических норм строительства, сооружение Мур­ манской железной дороги обошлось значительно дороже, чем было предусмотрено расценочной ведомостью. Высокая стоимость строительства определялась не только объективными трудностями сооружения дороги в условиях войны и далекого Севера. На стройке царили бесхозяйствен­ ность, хищения казенного имущества, всевозможные зло­ употребления начальства (оплата фактически не выпол­ ненных работ). Проведение железной дороги от Петрозаводска до Мур­ манского побережья протяженностью более 1 0 0 0 километ­ ров заняло в общей сложности 2 0 месяцев рабочего времени. На строительстве Мурманской железной дороги были до­ стигнуты невиданные в мировой практике темпы прокладки рельсового пути — в среднем по 52,5 километра в месяц (на Кольском полуострове — по 26 километров в месяц). 566

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz