Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

каждого прохождения поезда требовало поправки. «В насто­ ящее время, — писал исправник Н. П. Рудаков 27 мая 1916 года, — на X участке производятся лишь ремонтные работы (уравнение пути с подбивкой балласта), так как вследствие осадки полотна паровозы по-прежнему сходят с рельсов, чем крайне затрудняется отправка материалов на прочие участки». Лето 1916 года выдалось сухое и жаркое. В полосе строительства железной дороги возникли пожары, достиг­ шие огромных размеров. Значительная часть пути выгорела; огонь уничтожил шпалы, дрова, бараки и другое имущество дороги. Согласно донесению лесничих, пожары обычно начинались «вскоре по проходе поезда от искр вследствие отсутствия на паровозных трубах предохранительных сеток». В июне—августе 1916 года на стройку прибыли новые партии военнопленных (в Колу — 1164 человека, в Канда­ лакшу и Ковду — 4040 человек). Увеличилось и число вольнонаемных. Среди них было много нерусских рабочих (2 тысячи казахов из Семипалатинской области, 3 тысячи китайцев с Дальнего Востока и другие). Летом 1916 года, одновременно с балластировкой пути (засыпка щебня между шпал), строились станции и разъезды. На карте Кольского полуострова появились новые населен­ ные пункты — небольшие пристанционные поселки Пино- зеро, Зашеек, Охтоканда, Хибины, Имандра, Ягельный Бор, Оленья, Пулозеро, Кица, Шонгуй. С середины августа на линии Семеново—Кандалакша открылось постоянное движение товарных поездов. Но про­ пускная способность дороги была очень малой — около 40 тысяч пудов груза в сутки в одном направлении. Скорость движения поездов равнялась 8 — 10 километрам в час. Часто случались аварии (см. документ). Подвижного состава не доставало. Линию Семеново—Кандалакша обслуживало 37 паровозов и 204 платформы. После завершения укладки пути на Кольском полуост­ рове администрация сосредоточила внимание, главным об­ разом, на строительстве дороги к югу от Кандалакши. Здесь было немало болотистых мест, рек и скальных выходов, затруднявших сооружение железнодорожного полотна. Строители изыскивали всевозможные способы ускорения работ. По предложению инженера В. П. Ивашева через 565

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz