Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

временами 38 °С, в условиях полярной ночи, при ветрах и метелях. Так как некоторые операции, требовавшие точнос­ ти (например, рехтовку пути по шаблону, повышение наруж­ ного рельса при кривых, забивку костылей, скрепление и разгонку стыков), нельзя было выполнять в темноте, прихо­ дилось постоянно жечь костры и пользоваться факелами. Чтобы ускорить прокладку пути, широко применяли вмораживание настила в лед и болотистый грунт, вместо на­ сыпей устраивали деревянные срубы-ряжи, выемки делали по облегченному габариту, линию вели в обход косогоров и скал. К намеченному сроку — 31 декабря 1915 года — на трассе Кандалакша—Мурман было выполнено только 18 процен­ тов объема запланированных работ, а денег израсходовано 15 700 752 рубля, что составляло 76 процентов стоимости строительства по расценочной ведомости. В начале 1916 года агенты Мурманстройки завербовали в центральных губерниях России большое количество новых рабочих. 6700 человек перевезли маршрутными беспереса­ дочными поездами через Финляндию, Швецию и Норвегию до Нарвика, откуда на пароходах их доставили на Мурман. Переезд от Петрограда до Колы продолжался около 7 суток. В Семеновскую бухту были завезены строительные ма­ териалы и продукты питания (мясо, мука, масло, капуста и картофель). С прибытием нового контингента рабочих ход стро­ ительства значительно ускорился. 14 марта 1916 года алек­ сандровский исправник Рудаков доносил архангельскому губернатору: «Работы по постройке Мурманской железной дороги ведутся усиленным темпом. Поезда в настоящее время ходят уже от Кандалакши до Ягельного Бора (станция Разноволоцкая) и от Семенова до Кицы. Не соединенным рельсами остается пространство лишь в 67 верст между Кицею и Ягельным Бором. Строители дороги предполагают закончить укладку рельсов на этом пространстве до наступ­ ления весенней распутицы, чтобы иметь возможность без перегрузки пропустить хотя бы несколько поездов с военным грузом от Семенова до Кандалакши. Для ускорения работ шпалы местами укладываются прямо по болотам, а частью на лед. Так, например, между Шонгуем (18 верст от города Колы) и Кицей дорога проходит рекой Колой, причем для крепости на расстоянии 15 верст путь устлан вмороженными 562

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz