Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
бездействии. Сена и овса нет. Лошади от голода околевают, результатом чего является медленная и несвоевременная перевозка всего необходимого с одного пункта на другой... В настоящее время... паровоз ходит от Семеновой бухты по направлению к г. Коле верст на 4—5 и от села Кандалакши — верст до 50...» Местные власти были серьезно обеспокоены ненормаль ной обстановкой, сложившейся на Мурманской стройке. Архангельский губернатор С. Д. Бибиков 23 ноября 1915 года направил министру путей сообщения телеграмму сле дующего содержания: «Громадное количество рабочих и воен нопленных, находящихся в районе строящейся Мурманской железной дороги, уже испытывает в настоящее время... страшную нужду в предметах первой необходимости, в даль нейшем их положение в отношении обеспечения продоволь ствием окажется положительно безвыходным и может вы звать крайне нежелательные последствия. Единственным несколько регулирующим выходом из создавшегося положе ния является полное прекращение присылки новых партий рабочих и сокращение работ по постройке дороги на участ ке Кандалакша—Кола с вывозом части рабочих через Фин ляндию». Однако правительство с такой точкой зрения не согла силось. В ответной телеграмме архангельскому губернатору начальник управления по сооружению дорог Ливеровский сообщал: «Совет министров, обсудив затруднение в поставке материалов и продовольствия для постройки Мурманской дороги, ...признал совершенно недопустимым какое-либо отдаление намеченных сроков окончания этой дороги». Архангельской администрации вменялось в обязанность ока зывать «в пределах имеющихся в ее распоряжении средств всякое содействие к срочному выполнению этого исключи тельно важного государственного дела...» В конце ноября 1915 года на Мурман прибыл транспорт с продовольствием и строительными материалами из Анг лии. Одновременно были приняты меры к закупке оленины и рыбы у жителей Кольского полуострова. Около 10 тысяч рабочих, испытывая недостаток во многих продуктах питания, не имея хорошего обмундирова ния, продолжали строительство северного участка Мурман ской железной дороги. Работали в морозы, достигавшие 560
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz