Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

бездействии. Сена и овса нет. Лошади от голода околевают, результатом чего является медленная и несвоевременная перевозка всего необходимого с одного пункта на другой... В настоящее время... паровоз ходит от Семеновой бухты по направлению к г. Коле верст на 4—5 и от села Кандалакши — верст до 50...» Местные власти были серьезно обеспокоены ненормаль­ ной обстановкой, сложившейся на Мурманской стройке. Архангельский губернатор С. Д. Бибиков 23 ноября 1915 года направил министру путей сообщения телеграмму сле­ дующего содержания: «Громадное количество рабочих и воен­ нопленных, находящихся в районе строящейся Мурманской железной дороги, уже испытывает в настоящее время... страшную нужду в предметах первой необходимости, в даль­ нейшем их положение в отношении обеспечения продоволь­ ствием окажется положительно безвыходным и может вы­ звать крайне нежелательные последствия. Единственным несколько регулирующим выходом из создавшегося положе­ ния является полное прекращение присылки новых партий рабочих и сокращение работ по постройке дороги на участ­ ке Кандалакша—Кола с вывозом части рабочих через Фин­ ляндию». Однако правительство с такой точкой зрения не согла­ силось. В ответной телеграмме архангельскому губернатору начальник управления по сооружению дорог Ливеровский сообщал: «Совет министров, обсудив затруднение в поставке материалов и продовольствия для постройки Мурманской дороги, ...признал совершенно недопустимым какое-либо отдаление намеченных сроков окончания этой дороги». Архангельской администрации вменялось в обязанность ока­ зывать «в пределах имеющихся в ее распоряжении средств всякое содействие к срочному выполнению этого исключи­ тельно важного государственного дела...» В конце ноября 1915 года на Мурман прибыл транспорт с продовольствием и строительными материалами из Анг­ лии. Одновременно были приняты меры к закупке оленины и рыбы у жителей Кольского полуострова. Около 10 тысяч рабочих, испытывая недостаток во многих продуктах питания, не имея хорошего обмундирова­ ния, продолжали строительство северного участка Мурман­ ской железной дороги. Работали в морозы, достигавшие 560

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz