Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
венных заготовок приходилось постоянно следить за пере движением грузов по дорогам России и, чтобы ускорить доставку застрявших в пути закупок Мурманстройки, обра щаться за содействием к военным властям. В навигацию 1915 года в Кандалакшу и Колу завезли более 1 миллиона пудов разных грузов, в том числе 305 221 пуд продовольствия и 291 812 пудов фуража, но этого было недостаточно, чтобы обеспечить потребности стройки до очередной навигации по Белому морю. К тому же часть продуктов оказалась испорченной. Так, вместо мяса в Колу прислали из Архангельска тухлую, совершенно непригодную для питания солонину; 2 тысячи пудов картофеля и лука были переморожены, а мука подмочена. Рано наступившая зима делала невозможным снабжение стройки из Архангельска. Пришлось спешно заказывать все необходимое в Англии и Норвегии. В октябре у многих рабочих кончался срок найма. Администрация пыталась разными способами задержать их на стройке: обещала повысить заработную плату, выдать новую одежду, всячески препятствовала выезду, но это в боль шинстве случаев успеха не имело. Из Колы уехало 1650 рабочих, из Кандалакши — более 2800 человек. • Положение усугублялось организационными неуряди цами. Александровский исправник J1. Э. Паршенский секрет ным рапортом 2 2 октября 1915 года доносил архангельскому губернатору: «Дело постройки Мурманской железной доро ги подвигается медленно... Антисанитарное состояние жилищ, плохое питание, грубое обращение и неудовлетво рение сполна платою, необращение внимания дорожной администрации на заявления рабочих заставили последних уезжать на родину сотнями, не считая больных и неспособ ных... Подвоз необходимых строительных и других матери алов как на IX, так и на X участки производился... без всякой системы, то есть предметы, которые в данный момент необходимы, не высылаются, и высылаются те, надобность в которых не так остра... Средства для перевозки тяжестей по озеру Имандра и Кольской губе, между Семеновской бухтой и городом Колой, мало приспособлены, а паровые и моторные двигатели хотя и имеются, но в ограниченном количестве по масштабу работ, причем часть из них уже в 559
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz