Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

Но даже при таком подходе к делу намеченные сроки прокладки пути не соблюдались. Особенно значительное отставание в ходе работ имелось на самом северном — кольском участке линии, где рельсы были уложены на протяжении не более 4 километров. Между тем за весенне-летнюю навигацию 1915 года на Мурмане разгрузилось около 20 иностранных судов. В Се­ меновской бухте и Александровске скопилось более 100 ты­ сяч тонн военных грузов, которые надо было как можно быстрее переправить по назначению. Правительство, желая ускорить сооружение линии Кан­ далакша—Мурман, решило воспользоваться услугами анг­ лийской фирмы лорда Френча, которая до этого успешно строила железную дорогу в Африке. 3 сентября 1915 года с англичанами заключили договор, по которому строительство дороги на IX и X участках протяженностью около 120 кило­ метров передали фирме Френча. В конце октября фирма привезла в Семеново 600 рабо- чих-канадцев и приступила к прокладке пути. Но дело продвигалось вперед крайне медленно. На Мурмане раньше обычного наступила зима. Не привыкшие к климату Запо­ лярья, канадцы потребовали улучшить жилищные условия и снабжать их теми продуктами, которыми они питались у себя на родине. В отличие от русских мужиков, выходивших на работу в любую погоду, канадцы в дождливые дни отсиживались в помещениях. Производительность труда ка­ надцев была ниже, чем у военнопленных. Управление стройки отмечало: «Отсутствие культурных удобств жизни и привыч­ ной пищи вызывало у них постоянное неудовольствие». Давали себя знать и организационные неурядицы. Нахо­ дившийся на Мурмане контр-адмирал Ивановский телегра­ фировал своему начальству: «Постройка Мурманской дороги идет очень плохо. Неопределенность взаимных отношений русских и английских инженеров создает невообразимый хаос и только вредит делу... Рабочие-канадцы прислали депутацию с требованием отправить их обратно. Старался их успокоить, но считаю их претензию вполне справед­ ливой...» Фирма Френча доставила на Мурман и построила для своих рабочих возле Семеновской бухты дома, по виду на­ поминавшие футляры ручных швейных машин и получив- 557

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz