Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

тов рабочих) и 3) вспомогательные рабочие, занимавшиеся рубкой просек, заготовкой и перевозкой материалов. Среди этой группы было небольшое число местных жителей (поморы, саамы). Несмотря на нехватку рабочей силы, 7 августа 1915 года удалось закончить укладку пути от Кандалакши до пристани Зашеек, что позволило развернуть работы во внутренней части Кольского полуострова. Используя озеро Имандра, протянувшееся вдоль трассы на 1 0 0 километров, можно было вести строительство сразу из нескольких пунктов. Но чтобы перевозить по воде партии рабочих и строительные грузы, требовалось доставить на озеро необходимые плаву­ чие средства. Строители дороги блестяще решили эту задачу. В Кан­ далакшском порту по морскому дну на берег проложили рельсовый путь, на который во время отлива подогнали железнодорожные платформы. При морском приливе уро­ вень воды в Кандалакшском заливе поднимается до 5,5 метра. В такое время над платформами установили буксир­ ный пароход и несколько барж, которые, по мере спада воды, опускаясь, сели на платформы, были на них закреп­ лены и без особых затруднений доставлены к пристани За­ шеек. Здесь суда по стапелю спустили на воду. На баржи погрузили паровоз и платформы, на которых суда только что были доставлены к озеру, а также рельсы и инструменты, и буксирный пароход потянул все это в северный конец озера. Благодаря такой комбинации строительство дороги зна­ чительно ускорилось. Однако людей на стройке было в три раза меньше, чем требовалось, и справиться с заданием в срок было невозможно. По графику строительства укладку пути от Кандалакши до Мурмана следовало закончить к 31 декабря 1915 года, после чего предполагалось сразу начать перевозку военных грузов. Зимою они должны были достав­ ляться из Кандалакши на лошадях к Финляндской железной дороге (через Куолаярви до станции Рованиеми), а с откры­ тием навигации на Белом море — на судах до Сороки, и дальше — по вновь построенной железной дороге к Петро­ граду. Поэтому руководители строительства делали все, чтобы быстрее открыть движение по линии Мурман—Кандалакша. Рельсы на пути укладывали прямо на грунт (без устройства 555

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz