Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
По расчетам инженеров, только для линии Кандалакша— Кола требовалось 20 ООО рабочих, 1 420 ООО пудов рельсов и креплений, 150 стрелочных переводов, 13 паровозов и 200 платформ для рабочего движения во время строительства, 470 000 шпал, большое количество шанцевого инстру мента. Весной 1915 года руководители Мурманстройки заказа ли в США подвижной состав и укладочный материал (рель сы, крепления) на сумму более 10 миллионов рублей. Часть строительных материалов и инвентаря общей стоимостью 3,3 миллиона рублей согласилась поставить на Мурман Англия. Кое-что было закуплено также во Франции и Норвегии. Предметы личного потребления (продовольствие, одежда, обувь, махорка и т. п.) заготовлялись хозяйственным способом (закупкой на рынке через специальных агентов) во внутренних районах России и перевозились в город Архангельск, на центральный склад Мурманстройки. 90 000 шпал было сделано строителями на месте, а 380 000 — поставлено поморскими лесопромышленниками. Лес для строительства бараков, пекарен, причалов и прочих соору жений также закупался в России. Так, А. Э. Бергрен, вла делец лесопильного завода в Дровяном, 9 апреля 1915 года продал Мурманстройке 2000 бревен и 1 июля того же года — еще 6700 бревен, всего на 47 855 рублей. Рабочая сила вербовалась по вольному найму в средней полосе России, главным образом в губерниях Смоленской, Калужской, Пензенской, Нижегородской, Казанской, Сим бирской, и доставлялась к месту строительства дороги за счет казны. В среднем рабочие находились в пути 15— 17 суток. Часть рабочих была нанята в Финляндии. Первые партии строителей прибыли на Кольский полу остров в мае 1915 года. К началу июня в Коле и Семеновской бухте насчитывалось 1450 рабочих и в районе Кандалакши — немногим более 3 тысяч. Ввиду острой нехватки рабочей силы управление стройки потребовало присылки военно пленных, и во второй половине лета 1915 года на Кольский полуостров прибыло их 2 1 0 0 человек. Вся трасса дороги от Петрозаводска до Семеновской бухты (в 11 верстах севернее города Колы) была разделена на 10 строительных участков. 5 из них приходилось на территорию Кольского края: шестой (начальник — инженер 553
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz