Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

Мурман (сокращенно — Мурманстройка). 16 мая 1915 года ему отпустили необходимые ассигнования для строительства железной дороги на Кольском полуострове (линия Канда­ лакша—Семеновское). Общая стоимость строительства Мурманской железной дороги протяженностью 987 верст (1053 км) определялась в 180 миллионов рублей, из них около 40 миллионов рублей предполагалось затратить на сооружение участка на терри­ тории Кольского края (линия Пояконда—Мурман длиною 370 км). По проектным наметкам, Мурманская железная дорога с окончанием строительства осенью 1916 года должна была обеспечить ежесуточную доставку около 470 000 пудов товар­ ного груза (в одном направлении). При достижении такой пропускной способности дороги царское правительство на­ деялось значительно улучшить снабжение русской армии и добиться перелома в войне. ПРОКЛАДКА РЕЛЬСОВОГО ПУТИ ПО ТЕРРИТОРИИ КОЛЬСКОГО КРАЯ Местность, где предстояло построить железную дорогу, была пустынной. Если не считать редких саамских туп и веж, по всей трассе Кандалакша—Кола не имелось ни одного жилища. Отсутствовали проселочные дороги. Только жалкая ниточка телеграфа напоминала о современной цивилизации. Теперь — через скалистые горы, леса, тундры и болота — предстояло проложить полотно железной дороги, построить станции, разъезды, мосты и другие сооружения. Все это надо было сделать быстро: шла война, и с фронтов ежедневно поступали заявки на винтовки, боеприпасы, медикаменты и всякое снаряжение. Перед строителями дороги стояла необыкновенно труд­ ная задача: в кратчайшие сроки проложить рельсовый путь вдали от обжитых районов, за тысячи верст от баз снабже­ ния, в условиях войны и сурового заполярного климата, при тяжелом фунте и сложном рельефе местности. Прежде чем приступить к устройству насыпи, нужно было доставить к месту строительства огромное количество грузов, обеспе­ чить рабочих жильем и продовольствием. 552

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz