Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ Строительство железной дороги на Кольском полуострове и основание города Мурманска ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПОСТРОЙКЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА МУРМАН Вопрос о проведении железной дороги на Мурман под­ нимался неоднократно, но не двигался с места. Весной 1914 года Особое совещание при министерстве финансов, состав­ ляя план железнодорожного строительства на ближайшие годы, высказалось за сооружение на Севере России Обь- Урало-Беломорской и Камо-Печорской линий. О прокладке железнодорожного пути на Мурман на совещании не шло даже речи. Царские чиновники, определявшие очередность стро­ ительства железных дорог в России, заботились прежде всего об увеличении вывоза за границу сельскохозяйственной продукции и различного сырья с целью получения иностран­ ной валюты. Поэтому они рекомендовали соединять желез­ ными дорогами наиболее товаропроизводящие районы страны с портами Балтийского, Черного и Азовского морей. Такая политика отвечала интересам буржуазно-помещи­ чьих кругов центральной России. Нужды торгово-промыш­ ленного населения Карелии и Кольского полуострова игнорировались. Считалось, что для сухопутной перевозки грузов из внутренней России на Север и обратно вполне достаточно узкоколейной линии Вологда—Архангельск. В 1913 году было принято решение о строительстве железной дороги от одной из станций Петербургско-Воло- годской линии до Петрозаводска (280 километров). 549

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz