Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

лишались части своих барышей. Позднее (в 1917— 1920 го­ дах) по примеру тетринцев создали свои кооперативные общества и жители других поморских селений. Освободительные идеи все шире захватывали молодежь. Школьники, рабочие-подростки, зуйки жадно впитывали то новое, что несли в окружающую среду политические ссыль­ ные и местные социал-демократы. Интересное свидетельст­ во об этом содержится в письме политических ссыльных Е. П. Остроумова и И. А. Хрусталева, перехваченном по­ лицией. Сообщая своим друзьям о поездке в Кемь в 1909 году, они писали: «Население относится к ссыльным везде хорошо... Крестьяне оказывают ссыльным всякие услуги, ходят к ним в гости, сами принимают их у себя, учатся у ссыльных петь "товарищеские" песни... С нами в качестве кучеров ехали, между прочим, два мальчугана лет 12— 15. Оба очень смышленые ребята; ходят уже по 2—3 года на Мурман для промыслов, бывали не один раз в Норвегии... Все тридцать верст занимали нас интересными рассказами про их поездки в Норвегию, в Архангельск, про их деревен­ скую жизнь; расспрашивали у нас о том, как живут, что делают, что едят в наших местах. Пели нам товарищеские песни, прося поправлять их там, где они делают ошибки...» Немалую роль в распространении новых идей среди юношества играли некоторые передовые учителя. П. И. Пи­ рогов, рассказывая о своем детстве, пишет: «По тому време­ ни очень хорошая библиотека была в Кузоменской школе, из которой мне, как и многим односельчанам, любителям чтения, учителя охотно выдавали книги на дом... В этой же библиотеке хранились и запрещенные книга и брошюры... оставленные политическими ссыльными... и не изымаемые прогрессивно настроенными учителями этой школы... Я про­ читал произведения Пушкина, Гоголя, Некрасова, Тургенева, Шевченко, Лермонтова, Майкова, Достоевского, хотя и не все, но многие книги. Больше, пожалуй, иностранных авто­ ров: Э. Золя, В. Гюго, Дюма, полные собрания сочинений капитана Мариэтта, Фенимора Купера, Гюстава Эмара, Жюля Верна и других. Тогда же прочитал... ряд книг и брошюр из политической литературы: о Великой Француз­ ской революции, о Парижской коммуне и некоторые бро­ шюры русских революционеров». Далеко не все было понятно подростку, но одно он усвоил достаточно ясно: «люди в стране могут жить и без царя...» 540

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz