Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

старосты. Для решения важных дел и исполнения правитель­ ственных поручений с Двины посылались на места приказ­ ные люди и судьи. МОНАСТЫРИ — ФЕОДАЛЫ СЕВЕРА Иван III, присоединив Поморье к Московскому княже­ ству, ликвидировал вотчинные владения новгородских и двинских бояр. Разбросанные на огромном пространстве, крайне удален­ ные от центра страны, поморские селения считались непод­ ходящими для раздачи их служилым людям. Поэтому дворянских поместий на Севере не было. Феодальными здесь являлись монастыри. Монастыри — это общины людей одного пола, уединив­ шихся для «благочестивой» жизни, решивших строго соблю­ дать предписания церкви. Поступая в монахи, люди давали обещание жить в бедности, послушании и безбрачии. Они уходили из семьи, принимали новое имя, надевали особую одежду и посвящали себя «служению Богу», то есть много времени проводили в молитве, ограничивали себя в питании, занимались «богоу­ годными» делами — строили храмы, проповедовали христи­ анскую религию и т. п. Согласно учению церкви, таким путем можно было «спасти душу» -— обрести вечное бла­ женство в загробном мире, попасть в рай. Правительство покровительствовало монастырям, дава­ ло им всевозможные привилегии и льготы: освобождало от повинностей, закрепляло за монастырями земли и крестьян, предоставляло самостоятельность в управлении и суде. Считалось, что молитва монахов — людей, принявших «ангельский лик», — более угодна Богу, чем молитва обык­ новенных людей — мирян. Многие богатые и знатные лица, включая самого царя, давали монастырям щедрые вклады: земли, деньги, различные ценности — с тем чтобы монахи молили Бога и «за здравие» вкладчиков, и «за упокой» их души после смерти. Некоторым монастырям из государственной казны регу­ лярно выдавалось денежное жалование — руга. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz