Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
старосты. Для решения важных дел и исполнения правитель ственных поручений с Двины посылались на места приказ ные люди и судьи. МОНАСТЫРИ — ФЕОДАЛЫ СЕВЕРА Иван III, присоединив Поморье к Московскому княже ству, ликвидировал вотчинные владения новгородских и двинских бояр. Разбросанные на огромном пространстве, крайне удален ные от центра страны, поморские селения считались непод ходящими для раздачи их служилым людям. Поэтому дворянских поместий на Севере не было. Феодальными здесь являлись монастыри. Монастыри — это общины людей одного пола, уединив шихся для «благочестивой» жизни, решивших строго соблю дать предписания церкви. Поступая в монахи, люди давали обещание жить в бедности, послушании и безбрачии. Они уходили из семьи, принимали новое имя, надевали особую одежду и посвящали себя «служению Богу», то есть много времени проводили в молитве, ограничивали себя в питании, занимались «богоу годными» делами — строили храмы, проповедовали христи анскую религию и т. п. Согласно учению церкви, таким путем можно было «спасти душу» -— обрести вечное бла женство в загробном мире, попасть в рай. Правительство покровительствовало монастырям, дава ло им всевозможные привилегии и льготы: освобождало от повинностей, закрепляло за монастырями земли и крестьян, предоставляло самостоятельность в управлении и суде. Считалось, что молитва монахов — людей, принявших «ангельский лик», — более угодна Богу, чем молитва обык новенных людей — мирян. Многие богатые и знатные лица, включая самого царя, давали монастырям щедрые вклады: земли, деньги, различные ценности — с тем чтобы монахи молили Бога и «за здравие» вкладчиков, и «за упокой» их души после смерти. Некоторым монастырям из государственной казны регу лярно выдавалось денежное жалование — руга. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz