Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
юрского Русского Географического общества. СПб, 1870. Т. IV). Его исследования были подтверждены последующими наблюдениями академика А. Ф. Мидцендорфа, который опубликовал работу «Гольфштрем на восток от Нордкапа» (СПб, 1871). В 1880 году Петербургское общество естествоиспытате лей при содействии министерства государственных иму- ществ организовало так называемую «Мурманскую экспе дицию» в составе М. Богданова, Н. Кудрявцева и других, которая собрала разнообразные сведения о природе Коль ского полуострова. Наибольшего размаха научные исследования достигли в период деятельности Комитета для помощи поморам Рус ского Севера. Чрезвычайно важную работу проделала Мурманская на учно-промысловая экспедиция (1898— 1908). Трудами Н. М. Книповича и его помощников были исследованы обширные пространства юго-западной части Ледовитого океана: морские течения, температура, соле ность, плотность и прозрачность воды, содержание в ней газов, глубина и рельеф дна, характер грунта. В течение первых 7 лет работы экспедиция измерила 1337 глубин, сделала 940 гидрологических станций — остановок в опре деленных местах океана с выполнением всего комплекса научных исследований. Имея в своем распоряжении специальный корабль, ос нащенный мощным рыболовным и научным оборудованием (см. стр. 412)1, сотрудники экспедиции могли вести иссле дования по очень широкой программе. Помимо исследова ний физического характера, они изучали животный и рас тительный мир Баренцева моря — собирали данные о жизни рыб, ракообразных, моллюсков, червей, иглокожих и прочих организмов. Одних только рыб было выявлено 70 видов, из 1 «Постройка доя русских морских исследований специального научно-промыслового парохода-траулера, одинаково пригодного и для спе циальных научных исследований... и для пробных промысловых ловов, — писал Н. М. Книпович, — была новостью не только для России, но и для других государств. Таких судов ни у кого не было, и наш "Андрей Первозванный" был толчком для постройки аналогичных судов в Норвегии, потом в Германии, в Финляндии». 469
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz