Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

некоторых погостах северо-западной части края (например, в Пазрецком, где обучением детей занимался священник К. П. Щеколдин, хорошо владевший саамским языком) грамот­ ность, по обследованию 1899 года, достигала 30 процентов. По общероссийской переписи 28 января 1897 года в Кольском уезде насчитывалось 9183 жителя, из них грамот­ ных было 2624. В возрасте 9 лет и старше грамотность в целом по уезду составляла 36 процентов, в городе Коле — 52,1 процента, в саамских погостах — около 5 процентов (общероссийский уровень грамотности населения в воз­ расте 9—49 лет равнялся 28,4 процента). В эпоху капитализма все более расширялся круг людей, читавших различную литературу. Это были прежде всего учащиеся, бравшие книги из школьных библиотек, далее — лица, занятые торговой и предпринимательской деятель­ ностью, духовенство, чиновники, учителя, фельдшера, ес­ тествоиспытатели и прочие, выписывавшие себе пери­ одические издания и специальную литературу, и, наконец, небольшое число любителей чтения из среды промысло­ вого населения. Давняя привычка к чтению существовала у некоторой части жителей Колы и Варзуги. Обычно они получали книги в школьных библиотеках, но последние были очень бедны и не могли удовлетворить потребностей населения. Так, в библиотеке Кольского приходского училища в 1874 году насчитывалось 647 томов (248 названий книг), большая часть которых являлась учебниками и учебными пособиями. Книг, предназначенных «для продажи», при училище име­ лось на 4 рубля 85 копеек. В Варзужской церковной библи­ отеке фонд книг и журналов «для выдачи» читателям-при- хожанам составлял в начале XX века 350 экземпляров. Попытки создания общественных библиотек наталкива­ лись на противодействие властей и, как правило, кончались неудачей. В декабре 1876 года с ходатайством об открытии в городе Коле «библиотеки в соединении с читальней, а также книжного склада при училище» выступил учитель Петр Таратин. «Здесь в народе, — писал он губернскому началь­ ству, — есть склонность к чтению, а лишать его этого — значит лишать жизни». Недостаток книг вел к тому, что учащиеся «по выходе из школы» быстро забывали то, чему 454

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz