Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
Окончив курс обучения, большинство воспитанников училища поступали на службу в государственные учрежде ния, отчасти — помогали родителям вести торгово-промыш- ленные дела. ПОВЫШЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ Как ни примитивно было школьное образование, оно все же давало гораздо больше знаний, чем домашнее обуче ние прежних времен. Удельный вес грамотного населения в эпоху капитализма значительно увеличился. Много грамотных было среди ко лонистов — финнов и норвежцев, которые получили обра зование еще у себя на родине. Так, согласно статистическому обследованию 1899 года, в колонии Ура, где поселились преимущественно выходцы из северной Финляндии, из 206 лиц в возрасте от 7 лет и старше грамотных насчитывалось 197 человек, то есть 95,6 процента. В Финляндии школьное дело находилось в ведении местных властей. Пользуясь автономией, они ввели всеоб щее обучение детей. Живя на Мурмане, привыкшие к грамоте финны нанимали учителей и давали, хотя и неболь шое, образование своим детям на родном языке. В Печенге, где среди колонистов было много карел и русских, на 376 жителей грамотных было 93 человека (в том числе 28 финнов и 4 норвежца). На восточном Мурмане, где среди поселенцев преобладали русские поморы, грамотные составляли не более 2 0 процентов. Не лучше обстояло дело и в некоторых селах Беломорья. Так, в районе Кандалакши один грамотный приходился на восемь неграмотных крестьян. «Есть даже в приходе дерев ни, где не найдется и двух человек, умеющих подписать свое имя или что-либо прочитать», — писал в 1909 году Канда лакшский священник Василий Рябов. Значительно больше грамотных поморов имелось в Кузомени, Варзуге, Умбе (свыше 30 процентов). Среди саамов грамотность была распространена тоже неравномерно. В погостах северо-восточной части Кольско го полуострова саамы были почти сплошь неграмотны, а в 453
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz