Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

дети богатых родителей, посещали среднее и старшее отде­ ления, где на уроках чтения получали дополнительные сведения об окружающем мире, совершенствовали навыки в письме и четырех арифметических действиях. Недалеко ушли от церковноприходских школ и сельские училища министерства народного просвещения. Они также давали учащимся примитивную грамотность. Полный курс обучения проходили лишь одиночки — дети богачей. Так, в Варзужском сельском училище в 1910 году на младшем отделении обучалось 15 мальчиков, на среднем — 9, а на старшем — 3. В начале XX века, особенно после революции 1905— 1907 годов, значительно обновилось содержание учебных пособий. В школьные хрестоматии были включены про­ изведения (или отрывки из них) русской классической литературы, стало даваться больше естественнонаучных сведений и рассказов о жизни трудового народа. Наряду с книгами К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» вошли в употребление книги для классного чтения В. П. Вахтерова («Мир в рассказах для детей») и Д. И. Ти­ хомирова («Пчелка» и «Вешние всходы»), содержавшие богатый материал по природоведению, истории и геогра­ фии. С 1910 года в школах была введена в качестве учеб­ ного предмета гимнастика. Однако общее направление школьного обучения остава­ лось прежним. Только благодаря энтузиазму и инициативе демократически настроенных учителей (таких, например, как В. П. Постников, И. И. Иойлев и А. Д. Холзаков) иногда удавалось несколько усилить то положительное, что несла с собой казенная школа. Самый высокий уровень образования давало своим уча­ щимся Александровское городское училище. Построенное в «коммерческом порте» и административном центре края, оно предназначалось в основном для детей местных чинов­ ников и состоятельных колонистов. В отличие от других школ Мурмана, здесь существовала даже плата за обучение, которая была хотя и невелика ( 2 рубля в год), но все-таки затрудняла доступ в училище детям бедноты. По сравнению с сельскими и церковноприходскими шко­ лами здание Александровского городского училища выгля­ дело настоящим дворцом: оно стояло на каменном фунда­ 451

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz