Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
Учение начиналось поздней осенью, когда жители с озер и кочевий возвращались в зимний погост, и продолжалось до апреля, когда они снова уходили в тундру. Длительность учебного года колебалась от 94 до 115 дней. Поступая в школу, большинство детей совсем не знало русского языка. Поэтому много сил и времени уходило на выработку понимания русской речи и умение объясняться по-русски. С большим трудом шло усвоение Закона Бо жьего, так как учащиеся не понимали смысла заучиваемых ими фраз. Чтобы выполнить программу обучения, учитель ница систематически, два раза в неделю, проводила допол нительные, вечерние, занятия по русскому языку и ариф метике. О том, чему учили нерусских детей, дает представление «Азбука для лопарей», изданная в 1895 году Архангельским православным миссионерским обществом. Первый раздел ее знакомил учащихся со звуками, слогами и словами русского языка, затем следовали отдельные фразы для выработки навыков чтения. Завершали раздел два коротеньких нраво учительных рассказа, каждый из которых был напечатан на саамском (слева) и на русском (справа) языках. Главная мысль первого рассказа заключалась в словах: «человек... должен работать, чтобы... жить счастливо»; во втором рас сказе говорилось о необходимости дружбы и согласия между людьми. Второй раздел «Азбуки» был посвящен счету: давались зрительные представления о числе (от 1 до 1 0 ), упраж нения по счислению в пределах до 1 0 0 0 и таблица умноже ния. Последний, третий, раздел состоял из текстов для объяс нительного чтения. Сначала шли фразы, вроде «Люби Гос пода Бога всем сердцем и душою твоею»; затем — церковные понятия (рай, алтарь), названия церковной утвари; термины богослужения и священного писания; далее учащиеся знако мились со знаками препинания, изучали гимн («Боже, царя храни»), «пословицы» («Кто работает, тому Бог помогает», «За Богом молитва, а за царем служба не пропадают»); потом следовали «Совет матери сыну» («Живи по Закону Божию», иначе «будущая жизнь твоя будет бедственна и мучительна»), молитва «Отче наш» на двух языках и, наконец, «Десять заповедей Закона Божия» — тоже на двух языках. Для большинства учащихся саамов и коми обучение грамоте на этом и завершалось. Только немногие, обычно 450
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz