Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

Корень всех общественно-экономических бедствий... — массовое невежество! Самая энергичная борьба с безграмот­ ностью, рутиною, возможно большее насаждение школ — вот единственное... средство к поднятию промысловой про­ изводительности Мурмана. Открывая везде, где только воз­ можно, училища, не стесняясь малолюдством поселков, можно за десять лет сделать то, чего другими средствами совсем невозможно достигнуть... Школа, и только одна школа, поднимет население до стремления коренным обра­ зом изменить бытовые условия: лопарей она заставит пере­ менить полукочевой образ жизни на более оседлый, вести более рационально оленеводство и промыслы, устроить по-человечески свое жилье, у колонистов-промышленников школа возбудит желание изведать новые пути в морских промыслах...» Однако осуществить эти благие намерения в условиях того времени оказалось делом непосильным. Денежных средств на строительство школ правительство отпускало очень мало. Пришлось, по словам А. А. Мухина, «возложить на местные сельские общества тяжелую денежную повин­ ность по найму помещения для классов и квартиры для учащих с отоплением, освещением и уборкой». В 1907— 1910 годах открылись сельские училища в Уре, Земляной, Нотозере, Цып-Наволоке и Чалмозере. При че­ тырех училищах на Мурмане (Териберском, Урском, Зем­ лянском и Баркинском) были устроены интернаты (обще­ жития), в которых дети из дальних колоний (всего 28 человек) получали кров и пищу. В отчете о состоянии народного образования в Алек­ сандровском уезде, составленном в 1910 году, отмечалось, что школу посещали 334 мальчика и 197 девочек, итого — 531 учащийся, или 48,6 процента детей школьного возраста. Для всеобщего обучения детей, кроме существовавших 23 школ, требовалось еще 34 школы. Наспех организованные сельские училища были лишены самых элементарных условий для работы. Из-за отсутствия печей занятия в Баркинской школе зимою проходили при температуре 3 градуса холода. Вместо парт использовались не соответствовавшие росту детей столы и скамьи. Цыпна- волокское училище поместили в пустовавшее каменное здание бывшей тюрьмы. Териберский учитель И. Юсов 443

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz