Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

Постройка железной дороги Вологда—Архангельск и расширение деятельности срочного пароходства облегчили связи Мурмана с Поморьем и внутренней Россией. Однако тяготы морского пути постоянно вызывали нарекания насе­ ления. В официальном отчете о состоянии Александровско­ го уезда за 1911 год отмечалось, что срочное пароходство, которому «правительство выплачивает громадные деньги, озабочено лишь тем, чтобы совершить своевременно опре­ деленное число рейсов, и нисколько не заботится об удоб­ ствах пассажиров, с которыми обращаются не всегда веж­ ливо... Каюты для простых промышленников и небогатых людей тесны, до чрезвычайности душны... В таких помеще­ ниях бедные женщины с грудными детьми едут вместе с пьяными мужиками... Песни, гармоника, брань сливаются в один гул с плачем детей, а табачный дым стоит столбом...»; простых пассажиров в становищах Мурмана «на берег не свозят, а предлагают им попадать туда как угодно». Каюты I и II классов вследствие дороговизны были недоступны для бедных. Большинство поморов скучивалось на палубе и в трюмном помещении. Житель села Сороки Е. Г. Васильев, выступая на съезде рыбопромышленников Севера в декабре 1913 года с объяс­ нением причин упадка промыслов на Мурмане, говорил: «Промышленники, едущие на Мурман, переносят ужасные бедствия в пути на пароходах Мурманского общества... Палуба завалена подчас бочками, а на бочках под открытым небом в холод и непогоду ютится промышленный люд, не смея подчас и уснуть, дабы океанская волна не смыла его за борт. Такие условия отбивают охоту от Мурмана и застав­ ляют довольствоваться скромным домашним заработком». На южном побережье Кольского полуострова рейсовые пароходы не заходили в Тетрино, Чапому, Пялицу и неко­ торые другие пункты. Чтобы сесть на пароход, жителям этих селений нужно было сначала добраться до Кузомени. Еще хуже обстояло дело с сухопутным транспортом. На «почтовом тракте» между Кандалакшей и Колой существо­ вало 6 дорожных станций (Зашеечная, Экостровская, Воро- ньеозерская, Раснаволокская, Масельгская и Кицкая) с 8 казенными избами для отдыха проезжающих. Кроме печки, в этих станционных помещениях обычно ничего не было. Крыши протекали, в стенах между бревнами зияли щели. 402

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz