Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

на линии Восточная Лица — Вардё. Весною и осенью (а с 1912 года — и летом) Архангельско-Мурманское срочное пароходство совершало рейсы с Мурмана в Петербург и обратно. Были приняты меры к улучшению условий судоходства вдоль берегов Мурмана. В 1896 году построены маяки Вайдагубский, Цыпнаволокский, Харловский, Городецкий и Териберский (с пневматической сиреной). В 1900 году поставлены маячные огни у входа в Кольский залив: на мысе Сеть-Наволок, острове Седловатом и на мысе Палогубском. В 1909 году устроены малые маячные огни у входа в Екатерининскую гавань, в Кильдинском проливе, в станови­ ще Восточная Лица, при входе в Печенгскую губу, у Под- Пахты и Рынды. Всего в 1911 году на Мурманском побе­ режье имелось 15 маяков и 46 береговых знаков и башен. Маяки действовали в течение 9 месяцев в году, с середины июля до середины апреля. В 1901 году было издано новое пособие для судоводителей — «Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардё до Белого моря», составленная Н. В. Морозовым. Благодаря всему этому безопасность морских плаваний вдоль побережья Мурмана значительно повысилась. Одновременно росло число пароходов и объем перевозок на них. За период с 1895 по 1914 год Архангельско-Мур­ манское пароходство приобрело в Англии 12 новых грузо­ пассажирских и 2 грузовых паровых судна. Если 1897 году стоимость всех 10 пароходов, имевшихся у Товарищества, составляла 1 068 468 рублей, то в 1914 году 16 пароходов, находившихся в строю, оценивались в 2 285 670 рублей. Пробег судов со 123,7 тысячи километров в 1896 году увеличился до 233,4 тысячи километров в 1914 году (вместо 146,8 тысячи по уставу). Валовая выручка от срочных рейсов поднялась со 108 тысяч рублей в 1897 году до 285 тысяч в 1913 году и от несрочных рейсов — с 63 тысяч рублей в 1897 году до 304 тысяч в 1913 году. Кроме Архангельско-Мурманского срочного пароходст­ ва, 63 процентов акций которого принадлежало государству, на Севере существовало частное пароходное предприятие капиталиста Буркова, перевозившее грузы и пассажиров между теми пунктами, где возникала сезонная потребность. 263040 401

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz