Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ В 1895 году истекал срок договора, по которому Това­ рищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства получало субсидию от государства. В связи с этим в адрес правительства поступило несколько ходатайств о продлении и расширении деятельности пароходства. Архангельский губернатор А. П. Энгельгардт, обращаясь в Государственный совет, писал, что пароходное сообщение стало таким фак­ тором в жизни Севера, без которого уже невозможно обой­ тись. Если бы оно вдруг на некоторое время прекратилось, то произошло бы «потрясение экономического быта» десят­ ков тысяч жителей Поморья, благосостояние которых все­ цело зависит от мурманских и других морских промыслов. 15 мая 1895 года был подписан новый договор сроком на 20 лет. Правительство увеличило размер субсидии с 55 ООО до 227 464 рублей в год, повысив плату за пробег пароходов на 115 процентов. Товарищество Архангельско-Мурманско­ го срочного пароходства обязалось совершать каждый год на мурманской линии по 27 еженедельных рейсов (вместо 13 рейсов через каждые 16 дней) и на каццалакшской линии — по 2 0 еженедельных рейсов (вместо 1 0 рейсов через каждые 11 дней). Навигация вдоль мурманского побережья должна была длиться с середины марта до середины сентября, причем пароходам следовало заходить во все становища. Товарищество приобрело, в дополнение к прежним, не­ сколько новых судов, в том числе для мурманской линии — пароход «Император Николай II» водоизмещением 975 тонн и со скоростью хода в 1 2 узлов (более 2 2 километров в час), для кандалакшской линии — пароход «Великая княгиня Ксения» водоизмещением 450 тонн и для плавания по Варан- герскому заливу — пароход «Преподобный Трифон» водо­ измещением 130 тонн. Команды судов были укомплектованы опытными моряками-поморами. Начиная с 1903 года, Товарищество стало осуществлять перевозку промышленников сразу после открытия навига­ ции из селений Западного Беломорья прямо на Мурман (без захода в Архангельск). В феврале 1904 года Государственный совет назначил пароходству дополнительную субсидию (сначала 17 000, а с 1909 года — 19 000 рублей) на организацию 5 зимних рейсов 400

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz