Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ В 1895 году истекал срок договора, по которому Това рищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства получало субсидию от государства. В связи с этим в адрес правительства поступило несколько ходатайств о продлении и расширении деятельности пароходства. Архангельский губернатор А. П. Энгельгардт, обращаясь в Государственный совет, писал, что пароходное сообщение стало таким фак тором в жизни Севера, без которого уже невозможно обой тись. Если бы оно вдруг на некоторое время прекратилось, то произошло бы «потрясение экономического быта» десят ков тысяч жителей Поморья, благосостояние которых все цело зависит от мурманских и других морских промыслов. 15 мая 1895 года был подписан новый договор сроком на 20 лет. Правительство увеличило размер субсидии с 55 ООО до 227 464 рублей в год, повысив плату за пробег пароходов на 115 процентов. Товарищество Архангельско-Мурманско го срочного пароходства обязалось совершать каждый год на мурманской линии по 27 еженедельных рейсов (вместо 13 рейсов через каждые 16 дней) и на каццалакшской линии — по 2 0 еженедельных рейсов (вместо 1 0 рейсов через каждые 11 дней). Навигация вдоль мурманского побережья должна была длиться с середины марта до середины сентября, причем пароходам следовало заходить во все становища. Товарищество приобрело, в дополнение к прежним, не сколько новых судов, в том числе для мурманской линии — пароход «Император Николай II» водоизмещением 975 тонн и со скоростью хода в 1 2 узлов (более 2 2 километров в час), для кандалакшской линии — пароход «Великая княгиня Ксения» водоизмещением 450 тонн и для плавания по Варан- герскому заливу — пароход «Преподобный Трифон» водо измещением 130 тонн. Команды судов были укомплектованы опытными моряками-поморами. Начиная с 1903 года, Товарищество стало осуществлять перевозку промышленников сразу после открытия навига ции из селений Западного Беломорья прямо на Мурман (без захода в Архангельск). В феврале 1904 года Государственный совет назначил пароходству дополнительную субсидию (сначала 17 000, а с 1909 года — 19 000 рублей) на организацию 5 зимних рейсов 400
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz