Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

Средства, ассигнованные на строительство железной дороги в Карелию, были обращены «на военные нужды». К прокладке железной дороги до Петрозаводска приступили лишь за шесть дней до начала первой мировой войны. Таким образом, вопрос о сооружении железной дороги на Мурман за двадцать лет практически не сдвинулся с места, если не считать изыскания трассы от Кандалакши до Колы, которое по поручению министерства финансов провел летом 1894 года инженер Б. А. Риппас. ОСНОВАНИЕ ГОРОДА АЛЕКСАНДРОВСКА Вместе с тем царское правительство боялось ослабления «русского влияния» на Мурмане и не могло не считаться с требованиями торгово-промышленных кругов, заинтересован­ ных в облегчении условий эксплуатации богатств Севера. Главный морской штаб для защиты российских терри­ ториальных вод от вторжения иностранных промысловых судов стал посылать к берегам Мурмана военный крейсер (в 1893 году — «Наездник», в 1894 году — «Вестник», в 1895 году — «Джигит», в 1896 году — «Самоед», а с 1897 года — транспортное судно под военным флагом «Бакан»), Как только выяснилось, что проект создания военно- морской базы на Мурмане не нашел поддержки у правитель­ ства Николая II, С. Ю. Витте внес в Государственный совет предложение о постройке в Екатерининской гавани торго­ вого порта. Кола, указывал он, находится слишком далеко от океана; зимою доступ к ней с моря закрыт льдами, а в остальное время подходу и стоянке крупных судов мешает мелководье и обсыхание берега во время отлива. «Вследст­ вие этого, — писал Витте, — органы власти не могут иметь надлежащего надзора за промысловой деятельностью побе­ режья, а рыбопромышленники не всегда имеют возможность попадать по своим надобностям в Колу... Поэтому, в видах правильного развития нашей торговли на Севере и ослабле­ ние ее зависимости от иностранных купцов, следует безот­ лагательно приступить к устройству на Мурманском берегу удобного для стоянки судов коммерческого порта, который вместе с тем служил бы и административным центром». 394

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz