Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

для удовлетворения потребностей нашего мореходства...» Прокладка рельсового пути на Мурман позволила бы России поддерживать круглый год торговые связи с Западной Евро­ пой. «При отсутствии такого пути, — продолжал Романов, — многие государственные надобности (не говоря уже про военное, но даже и в мирное время) могут оставаться неудо­ влетворенными; напротив, наличность такого пути может обеспечить России весьма существенные выгоды». Доводы представителя министерства финансов не убеди­ ли других членов Комиссии, которые считали, что сооруже­ ние железной дороги на Мурман имело бы смысл только в том случае, если бы правительство приняло решение о постройке там военного порта. Но так как этот вопрос не был решен положительно, то Комиссия признала более важным для государства приступить к строительству железной дороги от Вологды к Архангельску (вступила в строй в 1898 году) и линии Пермь—Котлас, соединившей бассейн Северной Двины с Уралом и Сибирью (закончена постройкой в 1899 году). Однако на имя царя поступали ходатайства и проекты, в которых обосновывалась необходимость проведения же­ лезной дороги в Карелию и далее — до Мурманского побережья. Об этом просили петербургская городская дума, олонецкое и петербургское земства. Архангельский губер­ натор А. П. Энгельгардт в своих «всеподданнейших отчетах и представлениях» неоднократно указывал, что строитель­ ство железной дороги на Мурман является «делом первосте­ пенной государственной важности» и что «только с прове­ дением рельсового пути с открытого Северного океана до Петербурга Мурман получит подобающее ему экономиче­ ское и политическое значение». В июне 1902 года Николай II распорядился приступить в 1903 году к строительству железной дороги от Петербурга до Петрозаводска, причем выразил «твердую волю» продол­ жить эту линию далее на север вплоть до Баренцева моря, чтобы завершить «великий путь России от океана к океану — от Владивостока и Порт-Артура до Архангельска и Мур­ мана». Повелено было для этой цели включить в смету государственных расходов на 1903 и 1904 годы кредит на 6 ООО ООО рублей. Но начавшаяся вскоре война с Японией, а затем — революция 1905— 1907 годов поставили царизм на грань финансового банкротства. 393

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz