Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
для удовлетворения потребностей нашего мореходства...» Прокладка рельсового пути на Мурман позволила бы России поддерживать круглый год торговые связи с Западной Евро пой. «При отсутствии такого пути, — продолжал Романов, — многие государственные надобности (не говоря уже про военное, но даже и в мирное время) могут оставаться неудо влетворенными; напротив, наличность такого пути может обеспечить России весьма существенные выгоды». Доводы представителя министерства финансов не убеди ли других членов Комиссии, которые считали, что сооруже ние железной дороги на Мурман имело бы смысл только в том случае, если бы правительство приняло решение о постройке там военного порта. Но так как этот вопрос не был решен положительно, то Комиссия признала более важным для государства приступить к строительству железной дороги от Вологды к Архангельску (вступила в строй в 1898 году) и линии Пермь—Котлас, соединившей бассейн Северной Двины с Уралом и Сибирью (закончена постройкой в 1899 году). Однако на имя царя поступали ходатайства и проекты, в которых обосновывалась необходимость проведения же лезной дороги в Карелию и далее — до Мурманского побережья. Об этом просили петербургская городская дума, олонецкое и петербургское земства. Архангельский губер натор А. П. Энгельгардт в своих «всеподданнейших отчетах и представлениях» неоднократно указывал, что строитель ство железной дороги на Мурман является «делом первосте пенной государственной важности» и что «только с прове дением рельсового пути с открытого Северного океана до Петербурга Мурман получит подобающее ему экономиче ское и политическое значение». В июне 1902 года Николай II распорядился приступить в 1903 году к строительству железной дороги от Петербурга до Петрозаводска, причем выразил «твердую волю» продол жить эту линию далее на север вплоть до Баренцева моря, чтобы завершить «великий путь России от океана к океану — от Владивостока и Порт-Артура до Архангельска и Мур мана». Повелено было для этой цели включить в смету государственных расходов на 1903 и 1904 годы кредит на 6 ООО ООО рублей. Но начавшаяся вскоре война с Японией, а затем — революция 1905— 1907 годов поставили царизм на грань финансового банкротства. 393
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz