Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
Обострения противоречий на Дальнем Востоке отодви нуло на задний план вопрос о постройке военного порта на Мурманском побережье. «Для нас, — писал 20 декабря 1896 года гидрограф морского ведомства А. К. Сиденснер, кото рому было поручено изучить возможности строительства порта на Мурмане, — представляется вопросом первейшей необходимости упрочить наше положение на Тихом океане, где у нас до сих пор не имеется достаточно военно-морских сил и вполне устроенного для них порта. При таких условиях едва ли есть основание и возможность отделять для Мурман ского берега имеемые у нас суда и средства, а тем более создавать новый, четвертый флот, с портом и крепостью для него на Мурмане». В декабре 1897 года русские военные корабли пришли на зимовку в Порт-Артур, а в марте 1898 года Россия полу чила Южный Ляодун в долгосрочную аренду. Сотни милли онов рублей государственных средств были ассигнованы на сооружение военно-морской базы в Порт-Артуре и на стро ительство железных дорог на территории Китая. От планов создания военного порта на Мурмане пришлось отказаться. Не настаивал на осуществлении их и сам Витте, являвшийся одним из вдохновителей и проводников дальневосточной политики царизма. Вопрос о проведении железной дороги на Мурман рас сматривала в 1894 году специальная правительственная ко миссия. Представитель министерства финансов П. М. Романов, сопровождавший Витте в его поездке на Север, указывал на исключительно выгодное положение Мурмана, который с постройкой железной дороги может играть важную роль в жизни государства. «Значение Мурмана, — заявлял он, — заключается в его прекрасных природных гаванях, которые лежат у открытого океана и всю зиму не замерзают. Берега Мурмана приглубы, мелей и рифов нет; благодаря теплому экваториальному течению климат Мурманского побережья сравнительно мягок; на всем протяжении от Иокангских островов до границы Норвегии берег зимою чист ото льда... Условия для оседлой жизни на Мурмане не менее благопри ятны, чем в норвежском Финмаркене... учитывая близость Мурманского берега к Западной Европе, нельзя не дорожить теми исключительными выгодами, которые он представляет 392
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz