Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
В 60-х — начале 70-х годов XIX века многие царские сановники (Истомин, Софронов, Казначеев, Игнатьев и др.) еще считали самую мысль о благоустройстве Мурмана на средства казны сумасбродной. А в 1876 году специальная комиссия, составленная из представителей различных пра вительственных учреждений, уже всерьез рассматривала во прос о сооружении на Мурмане портового города. Была определена сумма, необходимая для этой цели, — 132 219 руб лей. За постройку порта высказались министры финансов и государственных имуществ. Но когда дело дошло до вклю чения этой суммы в смету расходов на 1877 год, Государст венный контролер подверг сомнению «необходимость учреж дения предполагаемого портового города» и указал на «зна чительность предстоящих казне, сверх исчисленного на постройку города единовременного расхода, еще ежегодных затрат на его охранение и содержание в нем административ ных мест и лиц». Мнение Государственного контролера оказалось решающим, и вопрос о строительстве порта на Мурмане был снят с обсуждения. В конце 80-х годов в правящих верхах возник проект создания военного порта на Мурмане. Император Александр III и его правительство хотели усилить военную мощь России путем сооружения крупного порта в такой гавани, которая бы, во-первых, не замерзала круглый год, а во-вторых, находилась в таком месте, откуда российский флот мог бы беспрепятственно выходить на простор Мирового океана. Этим требованиям не удовлетво ряли порты Черного и Балтийского морей (из первого выход мог быть закрыт Турцией, из второго — Германией). Поэ тому взоры государственных деятелей России обращались к Мурманскому побережью и Дальнему Востоку. Летом 1894 года на Мурман отправился министр финан сов С. Ю. Витте, руководивший в конце XIX — начале XX века всей экономической политикой царского правительст ва. Царь поручил ему «найти там такого рода незамерзаю щую гавань, где можно было бы строить большой военный флот, такую гавань, которая послужила бы нам главною морскою базою». Витте в его поездке по Мурману сопровождали высшие чиновники, журналисты, дельцы. Министр и его окружение остановили свой выбор на Екатерининской гавани в Коль 390
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz