Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

В 60-х — начале 70-х годов XIX века многие царские сановники (Истомин, Софронов, Казначеев, Игнатьев и др.) еще считали самую мысль о благоустройстве Мурмана на средства казны сумасбродной. А в 1876 году специальная комиссия, составленная из представителей различных пра­ вительственных учреждений, уже всерьез рассматривала во­ прос о сооружении на Мурмане портового города. Была определена сумма, необходимая для этой цели, — 132 219 руб­ лей. За постройку порта высказались министры финансов и государственных имуществ. Но когда дело дошло до вклю­ чения этой суммы в смету расходов на 1877 год, Государст­ венный контролер подверг сомнению «необходимость учреж­ дения предполагаемого портового города» и указал на «зна­ чительность предстоящих казне, сверх исчисленного на постройку города единовременного расхода, еще ежегодных затрат на его охранение и содержание в нем административ­ ных мест и лиц». Мнение Государственного контролера оказалось решающим, и вопрос о строительстве порта на Мурмане был снят с обсуждения. В конце 80-х годов в правящих верхах возник проект создания военного порта на Мурмане. Император Александр III и его правительство хотели усилить военную мощь России путем сооружения крупного порта в такой гавани, которая бы, во-первых, не замерзала круглый год, а во-вторых, находилась в таком месте, откуда российский флот мог бы беспрепятственно выходить на простор Мирового океана. Этим требованиям не удовлетво­ ряли порты Черного и Балтийского морей (из первого выход мог быть закрыт Турцией, из второго — Германией). Поэ­ тому взоры государственных деятелей России обращались к Мурманскому побережью и Дальнему Востоку. Летом 1894 года на Мурман отправился министр финан­ сов С. Ю. Витте, руководивший в конце XIX — начале XX века всей экономической политикой царского правительст­ ва. Царь поручил ему «найти там такого рода незамерзаю­ щую гавань, где можно было бы строить большой военный флот, такую гавань, которая послужила бы нам главною морскою базою». Витте в его поездке по Мурману сопровождали высшие чиновники, журналисты, дельцы. Министр и его окружение остановили свой выбор на Екатерининской гавани в Коль­ 390

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz