Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

Пароход «Ломоносов» Несмотря на все это, транспортные связи продолжали оставаться в неудовлетворительном состоянии. Пароходы курсировали только в период летней навигации — с июня по 16 сентября. Зимних рейсов вдоль Мурманского берега не было. Суда ходили редко. Расписание движения парохо­ дов постоянно нарушалось. Отсутствие телеграфного сооб­ щения не позволяло своевременно извещать население о сроках прибытия парохода. Во время открытия навигации на Белом море, когда поморы спешили на мурманские летние промыслы, судов не хватало. Жители Карельского и Терского побережий могли попасть пароходом на Мурман только через Архангельск — прямых рейсов на Мурман не существовало. На пароходах отсутствовали самые элемен­ тарные удобства (не было даже кипятка), каюты II класса, предназначенные для простого народа, были тесными, гряз­ ными и душными. Пароходы по-прежнему к берегу не прича­ ливали, людей высаживали с помощью лодок. Очень мало делалось для безопасности плавания судов. На всем Мурма­ не, от Святого Носа до норвежской границы, не было ни одного берегового знака. Не удивительно, что со стороны поморского населения постоянно слышались нарекания и жалобы на плохую работу пароходства. Тем не менее организация регулярного пароходного сообщения стала важным фактором, заметно способствовав­ шим капиталистическому развитию края. 317

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz