Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
Судовым командам приходилось работать в трудных условиях. По всему побережью Кольского полуострова, за исключением маяка, построенного на мысе Святой Нос, не было никаких навигационных знаков. Ввиду отсутствия пристаней суда останавливались в море. Пассажиров, грузы и почту доставляли на берег в лодках. Пароходы, хотя и назывались «срочными», фактически ходили не по расписанию. Во многих становищах они не останавливались вовсе. Систематически рейсовые пароходы заходили только в восемь пунктов: Семь Островов, Под-Пах- той (близ Рынды), Шельпино (близ Дальних Зеленцов), Гаврилово, Териберку, Еретики (Порт-Владимир), Кора бельную Бухту (около Цып-Наволока) и Вайда-Губу. Несмотря на получение государственной субсидии, па роходство терпело убытки. Дела «Товарищества» особенно пошатнулись после того, как на подводных скалах у входа в становище Семь Островов разбился пароход «Великий князь Алексей». Вместо него в Англии в 1874 году был куплен новый пароход — «Помор». Однако предприятие не обещало прибылей, и пайщики, собравшись в Кеми, приня ли решение о ликвидации «Товарищества». После краха компании за организацию пароходного сообщения на Севере взялся московский предприниматель Федор Васильевич Чижов. В 1875 году было создано акци онерное общество под названием «Товарищество Архангельско- Мурманского срочного пароходства» с капиталом в 308 ты сяч рублей. Правительство гарантировало ему на 20 лет ежегодную субсидию в 55 тысяч рублей (по 90 копеек за рейсовую версту). Новое «Товарищество» приобрело четыре парохода, два из которых стали обслуживать мурманскую и Кандалакш скую линии. Деятельность Архангельско-Мурманского пароходства была налажена немногим лучше, чем первого пароходства. В пунктах Мурманского побережья рейсовый пароход появ лялся один раз в 16 дней, на Терском берегу — один раз в 11 дней (с заходом в Кандалакшу, Умбу, Кашкаранцы и Кузомень). Помимо грузо-пассажирских перевозок в север ных водах, пароходство с 1878 года стало посылать суда с рыбой и другими продуктами промысла в Петербург. 315
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz