Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
налаженных путей сообщения с внутренними районами страны. Без этого Мурманский берег, особенно его западная часть, неизбежно стал бы сферой влияния Норвегии, ее экономического господства. В 60-х годах XIX века в высших кругах морского ведомства возникли проекты создания базы для русского флота в незамерзающих водах Крайнего Севера. Эго должно было, по мнению некоторых лиц, компенсировать ослабле ние России на юге в результате ограничительных статей Парижского трактата (1856), запретившего России иметь іга Черном море военный флот и береговые укрепления. Постройка порта на Мурмане усилила бы позиции Рос сии в отношении Англии, Франции и Швеции1. Для изучения вопроса о целесообразности устройства порта летом 1870 года на Мурман прибыла зоенная эскадра в составе крейсеров «Варяг» и «Жемчуг» и шхуны «Секстан». Командовал эскадрой вице-адмирал К. Н. Посьет. Вместе с ним Мурманское побережье осматривал двадцатилетний сын Александра II Алексей. Великого князя сопровождал архан гельский губернатор Н. А. Качалов, капиталист М. К. Сидо ров и другие деятели Севера, которые убедили «августейшего путешественника» в необходимости государственных ассиг нований на учреждение пароходства. В сентябре 1870 года торговцы и промышленники Севе ра — 31 человек во главе с кольским купцом М. А. Базар ным — образовали «Товарищество Беломорско-Мурманского срочного пароходства» с акционерным капиталом в 150 ты сяч рублей. Правительство согласилось за 12 обязательных рейсов ежегодно выплачивать «Товариществу» по 30 тысяч рублей. Правление «Товарищества» заказало в Англии, у компа нии Митчелла, два железных парохода грузоподъемностью до 10—20 тысяч пудов и вместимостью кают I—III классов до 130 пассажиров. Эти суда, получившие название «Вели кий князь Алексей» и «Качалов», начали движение по линии Архангельск—Вардё в 1871 году и сделали за навигацию по 8 рейсов. 1 Норвегия до 1905 года, хотя и имела широкую автономию, не была самостоятельной страной. Она находилась под властью Швеции. В 1870 году Швеция заявила о своих притязаниях на Шпицбергенский архипелаг, что вызвало беспокойство русского правительства. 314
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz