Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

На промыслах из-за нерегулярности подвоза часто ощу­ щалась нехватка соли, хлеба, снастей и других крайне необходимых припасов, наблюдалось резкое колебание цен, дороговизна жизни. Рыболовы-летняки выезжали на Мур­ ман, как правило, на судах, принадлежавших владельцам станов. Это ставило рабочих в зависимость от хозяев, ме­ шало формированию рынка наемной рабочей силы в районе промыслов. Необходимо было связать Мурманский берег с основны­ ми портами и прибрежными селениями Белого моря (прежде всего — с Архангельском, Кемью, Онегой и Сорокой) пароходным сообщением. В обжитых местностях России пароходства возникали как частные предприятия, извлекавшие доход из перевозок грузов и пассажиров. Но на Крайнем Севере с его слабой заселенностью, большими расстояниями, тяжелыми условиями навигации, отсутствием причалов, маяков, береговых знаков, надежных лоций организация пароходства не обещала промышленни­ кам высоких прибылей, и никто из них без поддержки государства не хотел браться за это дело. Пароходство могло существовать только при условии выплаты судовладельцам такой ежегодной субсидии, которая обеспечивала бы им по крайней мере среднюю норму прибыли на вложенный капитал. Купцы и промышленники Севера неоднократно подни­ мали вопрос об учреждении «срочного» (то есть регулярно­ го, в заранее установленные сроки) движения специальных судов для поездок на Мурман. Однако всякий раз, когда архангельские власти ходатайствовали о предоставлении субсидий частным лицам для организации пароходного со­ общения, они получали отказ. Правящие круги России не желали «обременять казну подобными расходами». Так, в 1867 году на просьбу архангельского губернатора об ассиг­ новании 28 тысяч рублей на организацию пароходства ми­ нистр финансов ответил, что он не может дать ход этому делу «по недостаточности средств государственного казна­ чейства». Потребность в пароходном сообщении еще более воз­ росла с началом колонизации Мурманского берега. Заселе­ ние его могло быть прочным только при наличии хорошо 313

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz