Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

и кольские уездные землемеры (Нагибин, Киселев, Ордин), архангельский чертежник Батманов и другие. В 1792 году в Петербурге, при Горном училище, изгото­ вили «Карту Архангельского наместничества». Она свиде­ тельствует о дальнейших успехах в географическом изуче­ нии Кольского края. Во внутренней части Лапландии обо­ значено много озер и рек, которые не были показаны на предыдущих картах. Однако береговая линия Кольского полуострова, течение реки Колы, очертания озер нанесены еще весьма неточно. В 1797 году был составлен рукописный «Атлас Архан­ гельской губернии», включавший карты и планы разных местностей. В дополнение к нему изготовлен альбом, содер­ жавший чертежи и рисунки отдельных мест и зданий, в том числе виды города Колы с трех сторон (1798). В 1801 году губернская строительная комиссия состави­ ла план города Колы, на который был нанесен проект дальнейшей застройки уездного центра. Вместо беспорядоч­ но разбросанных домов намечались прямые улицы, четкие кварталы. Адмиралтейская коллегия в XVIII веке неоднократно посылала офицеров флота (Винкова, Жидовина, Беляева, Доможирова, Григоркова и др.) для описания и составления карт Белого и Баренцева морей. В 1801 году генерал-майор Л. И. Голенищев-Кутузов, используя результаты своих ис­ следований и накопившийся в Адмиралтействе картографи­ ческий материал, издал «Морской атлас» для плавания судов из Белого моря до Ла-Манша. Для того времени это было крупное достижение. Однако карты гидрографов XVIII века составлялись без астрономического определения координат, в большинстве случаев — без промера морских глубин и потому были неточными. Создание навигационных карт продолжалось и в первой трети XIX века. В 1822— 1823 годах описанием Мурманско­ го побережья на более высокой научной основе занимался Ф. П. Литке. В 1824 году Терский берег описывал Д. А. Де­ мидов. В ходе этих работ обнаружились большие пробелы и недостатки в существующих картах и лоциях. Для обеспе­ чения безопасности судоходства необходимо было сделать промеры глубин, нанести на карту отмели, подводные камни, многочисленные шхеры (прибрежные скалистые островки), 286

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz