Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
и кольские уездные землемеры (Нагибин, Киселев, Ордин), архангельский чертежник Батманов и другие. В 1792 году в Петербурге, при Горном училище, изгото вили «Карту Архангельского наместничества». Она свиде тельствует о дальнейших успехах в географическом изуче нии Кольского края. Во внутренней части Лапландии обо значено много озер и рек, которые не были показаны на предыдущих картах. Однако береговая линия Кольского полуострова, течение реки Колы, очертания озер нанесены еще весьма неточно. В 1797 году был составлен рукописный «Атлас Архан гельской губернии», включавший карты и планы разных местностей. В дополнение к нему изготовлен альбом, содер жавший чертежи и рисунки отдельных мест и зданий, в том числе виды города Колы с трех сторон (1798). В 1801 году губернская строительная комиссия состави ла план города Колы, на который был нанесен проект дальнейшей застройки уездного центра. Вместо беспорядоч но разбросанных домов намечались прямые улицы, четкие кварталы. Адмиралтейская коллегия в XVIII веке неоднократно посылала офицеров флота (Винкова, Жидовина, Беляева, Доможирова, Григоркова и др.) для описания и составления карт Белого и Баренцева морей. В 1801 году генерал-майор Л. И. Голенищев-Кутузов, используя результаты своих ис следований и накопившийся в Адмиралтействе картографи ческий материал, издал «Морской атлас» для плавания судов из Белого моря до Ла-Манша. Для того времени это было крупное достижение. Однако карты гидрографов XVIII века составлялись без астрономического определения координат, в большинстве случаев — без промера морских глубин и потому были неточными. Создание навигационных карт продолжалось и в первой трети XIX века. В 1822— 1823 годах описанием Мурманско го побережья на более высокой научной основе занимался Ф. П. Литке. В 1824 году Терский берег описывал Д. А. Де мидов. В ходе этих работ обнаружились большие пробелы и недостатки в существующих картах и лоциях. Для обеспе чения безопасности судоходства необходимо было сделать промеры глубин, нанести на карту отмели, подводные камни, многочисленные шхеры (прибрежные скалистые островки), 286
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz