Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
острове имелось более пяти десяти. Некоторые из них (возле Кандалакши, Умбы, Поноя) сохранились до наших дней. «Вавилоны» — это концен трические ряды камней, выло женные на земле обычно в виде подковы и создающие замысловатые, запутанные ходы. Они устраивались, как пра вило, близ воды, в местах, изо билующих рыбой. Назначение этих лабирин тов не совсем ясно. Часть ученых считает, что они сооружались в культо вых целях: делая из камней подобие ловушки и совершая колдовские обряды, первобытные люди стремились с по мощью магии (привлечения сверхъестественных сил) обеспечить себе успех в рыбной ловле. Есть и другое мнение, согласно которому «вавилоны» служили образцами при изготовлении ловушек для рыбы, заходившей на мелководья во время морских приливов, и обозначали принадлежность промыслового места определен ному роду. Особенно ценным памятником первобытных верований жителей Кольского полуострова являются наскальные ри сунки — петроглифы. Они найдены археологами в 1973 году на реке Поной, близ урочища Чальмны-Варрэ (в переводе с саамского — «глаз-горка», то есть холм, с которого наблю дали за переходом животных через реку). Здесь лежат шесть камней, на которых выбиты изображения оленей, пляшуще го колдуна (на его голове — трехрогий убор), а также разные символические знаки (солнца, змеи). Еще два камня с первобытными рисунками обнаружены на полуострове Рыбачьем. Описание кольских петроглифов сделала исследова тельница истории древних лапландцев Нина Николаевна Турина. План лабиринта («вавилона»), расположенного близ села Кандалакши 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz