Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
Хороня сородичей, оленеостровцы клали тела умерших в лодки. Так же раньше хоронили покойников и саамы. Одинаков у оленеостровцев и саамов резной узор на костя ных изделиях — ромбики. Все это дает основание считать оленеостровцев предка ми современных саамов. ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ ЖИТЕЛЕЙ КОЛЬСКОГО КРАЯ Первобытные люди, жившие на Кольском полуострове, не имели правильного представления об окружающем их мире. Они верили в существование сверхъестественных сил, от которых будто бы зависел весь ход дел на земле. Люди старались задобрить эти силы, приносили им в жертву убитых животных. Отправлением религиозных обрядов руководили родо вые старейшины и колдуны-знахари (нойды). Первобытные люди, веря в загробную жизнь, клали вместе с умершими те вещи, которыми они пользовались при жизни. В Оленеостровском могильнике, в том же погребении, где был найден металлический наконечник копья, находился Т-образный предмет. По мнению ученых, это — колотушка бубна. Вероятно, владелец ее был нойдом. Своих богов первобытные люди представляли в виде различных живых существ. Близ устья реки Варзуги еще до революции нашли медную фигурку божка, изображенного в позе сидящего человека. Почитались также наиболее важные промысловые жи вотные. В Оленеостровском могильнике обнаружена небольшая вырезанная из кости голова лося. Древний мастер сумел передать характерные особенности облика животного: гор бинку на морде, отвислость нижней губы, приподнятые, настороженные уши. Интересными памятниками первобытной эпохи являются так называемые «вавилоны»1, которых на Кольском полу і Название происходит от древнерусского слова «вавилонистый» — извилистый, криволинейный. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz