Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

Хороня сородичей, оленеостровцы клали тела умерших в лодки. Так же раньше хоронили покойников и саамы. Одинаков у оленеостровцев и саамов резной узор на костя­ ных изделиях — ромбики. Все это дает основание считать оленеостровцев предка­ ми современных саамов. ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ ЖИТЕЛЕЙ КОЛЬСКОГО КРАЯ Первобытные люди, жившие на Кольском полуострове, не имели правильного представления об окружающем их мире. Они верили в существование сверхъестественных сил, от которых будто бы зависел весь ход дел на земле. Люди старались задобрить эти силы, приносили им в жертву убитых животных. Отправлением религиозных обрядов руководили родо­ вые старейшины и колдуны-знахари (нойды). Первобытные люди, веря в загробную жизнь, клали вместе с умершими те вещи, которыми они пользовались при жизни. В Оленеостровском могильнике, в том же погребении, где был найден металлический наконечник копья, находился Т-образный предмет. По мнению ученых, это — колотушка бубна. Вероятно, владелец ее был нойдом. Своих богов первобытные люди представляли в виде различных живых существ. Близ устья реки Варзуги еще до революции нашли медную фигурку божка, изображенного в позе сидящего человека. Почитались также наиболее важные промысловые жи­ вотные. В Оленеостровском могильнике обнаружена небольшая вырезанная из кости голова лося. Древний мастер сумел передать характерные особенности облика животного: гор­ бинку на морде, отвислость нижней губы, приподнятые, настороженные уши. Интересными памятниками первобытной эпохи являются так называемые «вавилоны»1, которых на Кольском полу­ і Название происходит от древнерусского слова «вавилонистый» — извилистый, криволинейный. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz