Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

Современная советско-норвежская граница проходит по той линии, которая была установлена в 1826 году. ЗАКРЫТИЕ КОЛЬСКОЙ ТАМОЖНИ После выхода России на Балтику (при Петре I) государ­ ственное значение северного Поморья упало. Внешняя тор­ говля стала вестись преимущественно через Петербург, Ригу и другие балтийские порты. В Колу для закупки сала и рыбы приходило не более 5—7 иностранных кораблей в год. Сбором пошлин с иноземных купцов и борьбой с ввозом контрабандных товаров занималась Кольская таможенная застава, имевшая на Мурмане три объездных команды по 18 человек в каждой. После разорения английским флотом в 1809 году Екате­ рининской гавани и краха Беломорской компании ино­ странные корабли для закупки промысловой продукции стали ходить только в Архангельск. Государственная казна не получала от Кольской портовой таможни и двадцатой доли тех средств, которые тратились на содержание объездных команд. Ввиду того, что торговля с иностранцами на Мурмане «совершенно прекратилась», царское правительство указом от 28 августа 1825 года упразднило Кольскую таможенную заставу. Надзор «за неввозом иностранных товаров в Колу» был возложен на местную администрацию. Закрытие Коль­ ской таможни свидетельствовало об окончательном упадке Колы как торгового порта. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА КОЛЫ На протяжении первой половины XIX века Кола поне­ многу пустела и превращалась в сельское захолустье. По своим размерам она едва превосходила Варзугу и Умбу. В 1847 году в Коле проживало: духовенства — 18 человек; чиновников — 34; купцов — 3 семьи (17 человек), объявив­ ших капитала 7200 рублей; мещан — 311; крестьян и раз­ ночинцев — 240. Итого — 620 жителей; из них 306 мужчин и 314 женщин. 236

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz