Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
Простейшая кувакса состояла из нескольких шестов, связан ных сверху и широко расстав ленных снизу; на этот кони ческий каркас надевался чехол из оленьих шкур, в бо лее теплое время использова лись парусина или береста. Национальная одежда саа мов была приспособлена к ус ловиям труда и быта в тундре. Зимою саамы носили длинную меховую рубашку (печок), а поверх нее — шубу, сшитую из сукна и оленьих шкур. На ноги саамы надевали меховые сапоги (кисы). Летом пользо вались легкой одеждой — ду шегрейкой и длинными шта нами из грубого сукна. Жен щины носили сарафаны из крашенины. Рабочая обувь для летней поры и сырой погоды изготов лялась из плотной, непромокаемой кожи, снятой с ног оленя, или из шкуры тюленя. Летним головным убором у мужчин являлась островер хая шапка вроде колпака, у женщин — сороки, красиво расшитые бисером или мишурой. В результате постоянного общения с русскими многие саамы носили, особенно в теплое время, русское платье. Известный путешественник Ф. П. Литке, посетивший в 1822 году Иокангский погост, писал: «Мужчины ходят в суконных полукафтаньях, по большей части синего цвета, исподнем платье, суконных чулках и башмаках; женщины — в сара фанах и кокошниках или платках на голове». Тесные экономические связи, общность религии и сосед ство способствовали сближению трудовых слоев русского и саамского населения. Довольно часто русские и саамы родни лись между собою путем браков и с помощью так называе мого «крестования» — обряда обмена крестами, означавшего акт скрепления дружбы. «Крестовые» побратимы обменива лись подарками, оказывали взаимные услуги, ездили друг к другу в гости (см. документ). Саам в летнее время Рисунок конца XVIII в. 218
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz