Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
своей до смерти подушками». Семьи были также у Ивана Харчова и Петра Кочурова. К 1801 году из десяти пугачевцев в живых оставалось 6 человек. Вступивший па престол Александр I объявил ши рокую амнистию ссыльным, но на пугачевцев она не распро странялась. Никто из них на родину не вернулся. Потомки пугачевцев (Харчовы, Абачяевы) до сих пор живут в Коле и Мурманске. ССЫЛЬНЫЕ ИКОНОБОРЦЫ Одной из форм протеста угнетенных масс против соци альной несправедливости были ереси — вероучения, отвер гавшие основные положения официальной религии. Церковь освящала существовавшие в России феодаль ные порядки. Любые выступления, подрывавшие авторитет и устои церкви, были опасны для самодержавно-крепостни ческого государства. Российские законы предусматривали жестокие наказания за религиозное вольномыслие и бого хульство. Во второй половине XVIII века в некоторых местностях южной России стала распространяться иконоборная ересь (анабаптизм). Ее носители отрицали необходимость церков ной службы, отказывались поклоняться иконам и выполнять предписания властей — как светских, так и духовных. Же лая искоренить ересь, царское правительство ссылало ико ноборцев в самые отдаленные и глухие места империи. В 1778 году четыре семьи донских казаков-иконоборцев — всего 12 человек, в том числе 5 женщин, прибыли на по селение в Колу. Позднее, в 1798 году, прислали еще три таких же семьи — всего 10 человек, в том числе 4 женщины. Мужчин, годных к военной службе, зачислили в солдаты кольского гарнизона. Остальным разрешили заниматься «всякою свойственною им работою». Местным властям было предписано иметь за иконоборцами «строгий присмотр», чтобы они не могли распространять среди населения своих убеждений. Кольскому священнику поручили систематиче ски «увещевать и отвращать их от заблуждения». Вместе с донскими казаками в 1778 году в Колу попал тамбовский крестьянин Ефим Титов, который утверждал, 192
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz