Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

Правительству из разных мест поступали донесения о волнениях монастырских крестьян. 30 сентября 1757 года императрица Елизавета Петровна решила передать управление монастырскими вотчинами ар­ мейским офицерам. Она велела сенату подготовить соответ­ ствующий закон, объясняя его необходимость тем, что духовные «не знают прямого хозяйства», ведут его беспоря­ дочно и обременяют деревни свои «налогами, отчего и крестьяне их приходят в ослушание». Однако в результате противодействия духовенства ре­ форма не была осуществлена. Между тем социальная борьба в стране продолжала нарастать. По словам Екатерины II, при вступлении ее на трон в 1762 году множество монастырских крестьян «отло­ жилось от послушания», и всех их правительству пришлось усмирять силой. Дворянство, жаждавшее расширения своих поместий за счет церковных земель, требовало секуляризации, то есть передачи духовных вотчин государству. После некоторых колебаний Екатерина I I 26 февраля 1764 года подписала указ «О домах архиерейских, монастырях и других духовных вотчинных местах», по которому все церковные земли и крестьяне передавались в казну, в ведение специально со­ зданной Коллегии экономии. На основании этого закона Кольско-Печенгский монас­ тырь в июне 1764 года был ликвидирован. Строение его на острове в устье реки Колы превратилось в кладбищенскую церковь. Лишились своих владений на Кольском полуострове и сторонние монастыри — Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Московский Новоспасский, Воскресенский и Крестный, а также синод, имевший вотчину в Варзужской волости. Бывшие монастырские и синодальные крестьяне стали называться «экономическими». В отличие от государствен­ ных крестьян, они должны были платить сверх подушной подати «полуторарублевый» оброк, из которого казна выда­ вала содержание духовенству, лишенному вотчин. Позднее экономических крестьян приравняли к черносошным крес­ тьянам Севера. Они не избавились от феодального гнета: перестав быть зависимыми от духовных феодалов, оказались в феодальной зависимости от государства. 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz