Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

да 1 2 человек нанималось для устройства забора и лова семги на реке Туломе. При монастыре жило 12 монахов, 6 труд- ников и 1 «казачок». Монашеская братия не хотела расширения круга людей, пользующихся доходами монастыря. Постригали в монахи лишь тех, кто давал крупный вклад. Монастырские деньги старцы расходовали по своему усмотрению. Архиепископ Афанасий в 1701 году доносил Петру I, что печенгские монахи, «живя пьянственно и без опасения», обитель «разорили и всякие угодья запустошили... денежную казну пропили и проворовали» и «злым своим житием зазор и многим людям досаду учинили». Худая слава о «житье» кольских монахов подорвала всякий авторитет монастыря среди верующих. Почти полностью прекратились приток вкладов «на помин души» и праздничные приношения. По указу Петра I Кольско-Печенгский монастырь был поставлен под контроль Холмогорского Архиерейского дома. Повелено было «тех монахов, которые живут пьянст­ венно, зазорно и монастырскому имуществу чинят похище­ ние, смирять — бить плетьми нещадно». Монахам запре­ щалось покупать вино и приглашать женщин в кельи «ни для какого дела». В период Северной войны царское правительство, остро нуждаясь в денежных средствах, стало отдавать монастыр­ ские промыслы на откуп частным лицам, «кто больше даст». В 1704 году печенгская вотчина вместе с саамами, морскими судами, становищами и прочим попала в руки откупщика. На содержание монастыря было назначено выдавать из казны по 196 рублей в год. Откупная система с ее хищническими методами хозяй­ ствования быстро подорвала промысловые заведения. Местные власти доносили: «Прежнее монастырское стро­ ение все сгнило, ловецкие снасти придержаны (износились. — И. У.), крестьяне и трудники от скудости разбрелись, и все опустело...» Правительству в конце 10-х — начале 20-х годов XVIII века пришлось прекратить отдачу монастырских вотчин на откуп промышленникам. После смерти Петра I монастыр­ ские вотчины были возвращены их прежним владельцам. Однако привилегии монастырей уменьшились. Часть их доходов подлежала отчислению в государственную казну. 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz