Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

духовную власть наравне и даже выше светской власти, свидетельствовало об утрате былых позиций церкви в обще­ ственно-политической жизни страны. Привилегии церкви стали сокращаться. Постепенно уменьшались доходы от солеварения. В 1646 году Печенгский монастырь вывез на продажу в Холмогоры и Вологду 16 315 пудов соли, Кандалакшский монастырь — 24 733 пуда. Во второй половине XVII века соль «морянка» стала вытесняться на рынке высококачественной солью Вычегодского края. Выварка соли на Кольском полуострове стала маловыгодным занятием. В самой системе управления монастырскими вотчинами было много недостатков (слабый надзор за расходованием материальных средств, неумение духовных лиц вести хозяй­ ство, многоначалие и т. п.). Обычной формой эксплуатации земельных угодий была отдача их в аренду. Монахи регулярно получали плату за пользование монастырскими угодьями от кольских, двин­ ских и других промышленников. В ведении монастырей оставались лишь скотные дворы, мельницы и подсобные службы (пекарни, поварни). В первой половине XVIII века монастырское хозяйство на Кольском полуострове пришло в полный упадок. Это особенно ясно можно видеть на примере Кольско-Печенг- ского монастыря. После разорения монастыря шведами (1589) печенгские монахи обосновались на острове в устье реки Колы. По переписи 1608 года, в Кольско-Печенгском монастыре было 53 монаха, 6 церковнослужителей, 61 трудник и 150 работ­ ников («казаков»). На протяжении XVII века по купчим и вкладам монастырь приобрел много новых промысловых угодий и добился дополнительных привилегий (например, права собирать с вольных промышленников по 40 копеек с судна за лов трески на всем пространстве к западу от Кольского залива). К началу XVIII века владения Кольско-Печенгского монастыря охватывали примерно четверть Кольского полуострова. Однако собственное промысловое хозяйство монастыря было невелико: ежегодно на мурманский про­ мысел снаряжалось 12— 13 карбасов, на которых работали покрученники — крестьяне села Керети (около 50 человек), 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz