Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
Поморы с детства приучались управлять судном, ходить на веслах и под парусом, приобретали от старших знание морских путей, постигали тайны мореходного искусства. С 9 — 1 0 лет дети вместе со взрослыми ходили на дальние промыслы. Основным типом мореходного судна у поморов были лодьи. Они строились разных размеров. Более крупные могли поднимать до 12 тысяч пудов груза. Но чаще всего «лодейка» была одномачтовой, рассчитанной на 8— 1 2 че ловек команды и на подъем не более 5 тысяч пудов груза. Помимо прямого (четырехугольного) паруса, на помор ских лодьях, как правило, ставился на носу еще косой (треугольный) парус, который увеличивал скорость движе ния и улучшал маневренные качества корабля. Главным промысловым судном в прибрежных водах был карбас — широкая и короткая лодка, которая могла идти и на веслах, и под парусом. В XVII веке на Мурмане сформировался местный тип карбаса — шняка (поморы произносили это слово с ударе нием на последнем слоге). Она была приспособлена к Поморская лодья у берегов Мурмана Голландская гравюра конца XVI в.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz