Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
Почти во всех произведениях монастырской литературы в той или иной форме проводилась мысль о том, что жертвующие свое имущество в монастыри благодаря покро вительству «святых» будут иметь успех на промыслах, счас тье в личной жизни и шансы на спасение души после смерти. В «Житии Зосимы и Савватия» есть сведения и о Коль ском крае, например, о поездке великокняжеского сборщика дани из Умбы через Варзугу «на Лопь», о ловле рыбы и т. п. В середине XVII века соловецкий писатель Сергий Шелонин на основе «малых книжиц», написанных «само видцами» деятельности Трифона Печенгского, составил его «Житие» и «Службу» (обряд церковного почитания) «нового святого». «Житие Трифона» повествует о крещении саамов, об основании Печенгского монастыря, хождении Трифона в Новгород, кончине старца и разорении его обители шведами. Описан облик Трифона: «Ростом святый не мал, нагиб (чуть сгорбленный. — И. У.), плотию крепок, малоплешив, бра дою сед». Среди «чудес», сотворенных Трифоном, — рас сказ «О спасении великого царя Феодора Иоанновича от злого замышления шведов» в Ливонии (спавшему в шатре государю явился «инок» и велел ему покинуть шатер неза долго до обстрела из пушек). Составлением «Жития» было положено начало культу «печенгского чудотворца». Могила Трифона в старом Пе- ченгском монастыре стала святыней — местом поклонения верующих. В последней четверти XVII и первой половине XVIII века в Поморье имели широкое хождение богословские сочинения раскольников, выступавших в защиту «древнего благочестия». Будучи противниками новых обрядов в рус ской церкви, введенных патриархом Никоном, раскольни- ки-староверы подвергали резкой критике нравы, существо вавшие среди православного духовенства. В своих статьях и сатирических рисунках они высмеивали поведение попов и монахов — их пьянство, употребление табака и т. п. В 70-х — начале 80-х годов XVII века оплотом старо обрядчества на Кольском полуострове был Кандалакшский монастырь. Здесь не только хранили старые богослужебные книги, но и писали сочинения против никониан. Монастыри сыграли положительную роль как рассадни ки книжности и грамотности. В сочинениях, переписывае мых и распространяемых монахами, содержались многие 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz