Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

мироздания; притча о календаре — «О некоем царе, кото­ рому служат 4 правителя, 12 князей и 365 домочадцев»; повести о нашествии татар на Рязань и о защите Пскова от войск Стефана Батория; статья «О кончине века и антихрис­ те»; рассказы о чудесах; житейские наставления (вроде «Со всяким знайся, всякого люби, а не всякому тайну свою поведай»); изречения; беседы о том, как «спастись» (попасть в рай после смерти); сочинения, осуждающие монахов, которые уходят из монастыря, «блазнятся о женитве», ша­ таются «назирающе. где пирове». Составитель соборника не был простым переписчиком. Некоторые произведения он сам переработал («моим языком слагал»), Содержание Варзужского соборника дает нам представление об умственном кругозоре и литературных интересах местных книжников той далекой эпохи. Среди грамотных поморов было немало страстных лю­ бителей чтения. Более состоятельные из них приобретали книги в собственность. Так, житель села Умбы Иван Андреев имел около десятка книг. Книги от жителей нередко поступали в монастыри. В соло­ вецкой библиотеке находился печатный «Анфологион» — вклад колянина Феодота. Коробья (особого рода сундуки) с книгами имелись и в местных монастырях. В Кольско-Печенгском монастыре в 1658 году хранилось 59 книг, в том числе рукописный Хро­ нограф (сочинение по всемирной истории), жития (описания жизни) святых и т. п. В Кандалакшском монастыре, по описи 1705 года, числилось 158 книг, среди них две «Грамматики» (одна печатная, другая рукописная), «Книга Летописец», «Уло­ жение» (свод законов) 1649 года, несколько сборников. Часть книг пожертвовали монастырю местные жители. Одной из форм письменного творчества было составле­ ние писцовых книг, вкладных грамот, договоров, прошений и тому подобных деловых бумаг. Авторами многих докумен­ тов второй половины XVI века и более позднего времени были крестьяне села Варзуги — Василий Титов (1557), Паня Петров (1570), Козьма Юкшеев (1581) и другие. Во второй четверти XVIII века «художным» (то есть искусным) в письменных делах считался житель села Поноя Сидор Русинов, ходивший в Москву и Петербург с челоби­ тьем понойских крестьян об избавлении их от монастырской власти. 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz