Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

Не лучше обстояло дело и в терских волостях Двинского уезда, хотя они как «обеленные» не платили государевых податей. Умбская волость по-прежнему находилась во владении Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. Варзужская волость была полностью закрепощена лишь после воцарения Михаила Федоровича. В 1614 году треть ее (134 лука) отдали Московскому Новоспасскому монастырю, в котором находилась родовая усыпальница семьи Романо­ вых; в 1619 году остальные 2/ 3 Варзужской волости (не считая владений Соловецкого и Антониево-Сийского монас­ тырей) были пожалованы отцу царя патриарху Филарету и с тех пор находились во владении Патриаршего дома, а после ликвидации патриаршества — в ведении синода. В этой вот­ чине было 267 луков. За пользование монастырскими и патриаршими про­ мысловыми угодьями варзужские и умбские крестьяне отдавали феодалам около половины добытой рыбы, а за сенокосные и огородные угодья вносили особую плату — празгу. Празга нередко была издельной: крестьяне за арендуемые участки пряли из пеньки пряжу на рыболов­ ные снасти (по 1— 2 пуда). Монахи, управлявшие вотчинами, всеми способами оби­ рали крестьян. Протестуя против незаконных поборов, зависимые люди подавали жалобы высшим духовным властям. Варзужские бобыли Иван Михеев и другие писали в 1723 году, что приказной старец Соловецкого монастыря Ипполит требует за рыбные ловли и сенные покосы «двойную празгу с гостин­ цами... а кого похочет взять и, взяв на монастырский двор, бьет без дела; да в прошлом 1722 году ездил он на наших оленях и с слугами из Варзуги в понойскую сторону до Чапомы, а в другую сторону до Умбы... своих ради прихотей» и от тех поборов «пришли они, бобыли, в конечную нищету и разоренье». Некоторые крестьяне не выдерживали гнета и бежали в другие места. В переписных книгах встречаются пояснения: «Ивашки Жимова двор пуст... сшел безвестно» или — «Людей в нем нет, разошлись кормиться». Выражали свое недовольство поборами и тяготами служ­ бы солдаты. В 1723 году был бит кнутом Наум Щадрин, 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz