Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

луковой дани и оброчной подати был введен единый на­ лог — «стрелецкие деньги» — по 80 копеек с двора. В связи с этим печенгские монахи, владевшие по купчим и вкладам «черными» землями посадских людей, отказались участвовать в несении государственных повинностей. Они заявили, что «за монастырем по переписным книгам крес­ тьянских и бобыльских дворов нет ни одного», а потому им никаких податей платить не надо. Местные власти, основываясь на прежних указах, кото­ рые официально не были отменены, продолжали требовать от монастыря 1/3 городских платежей. Монахи высылали на правеж своих слуг, но денег не платили. К 1697 году накопилась недоимка в размере 173 рублей 23 копеек. Игумен Кольско-Печенгского монастыря подал прави­ тельству жалобу, в которой обвинил в недоимке посадских людей. «И в тех деньгах, — писал игумен, — монастырские наши трудники стоят на правеже напрасно». Из Москвы прислшш указ, предписывавший взыскать всю задолженность с посадских людей и уездных тяглых крестьян. Последовали новые жестокие правежи, и через некоторое время деньги были выколочены в буквальном значении этого слова. Однако платежные силы посада истощились до предела. По распоряжению Петра I Кольско-Печенгский монастырь снова был привлечен к несению посадских повинностей. В начале XVIII века существовало правило: «когда берут под­ воды, то с кольских жителей идут два оленя, а с монастыря третий, а в летнее время с колян два карбаса, а с монастыря третий во всяких отпусках, и в кормовых, и в стрелецких деньгах всегда с монастыря должна идти треть». Так, благодаря настойчивой борьбе, посадские люди добились привлечения к несению государственных повин­ ностей феодала-монастыря и тем самым несколько облегчи­ ли свое положение. ВОЛНЕНИЯ 1698— 1699 ГОДОВ Почти все местное население страдало от поборов и притеснений воевод — людей алчных, корыстолюбивых, не брезговавших ради наживы никакими средствами. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz