Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
саамов Мотовского, Печенгского, Пазрецкого и Нявдемско- го погостов со священником Борисоглебской церкви, заклю ченный 3 февраля 1694 года. Саамы обязывались ежегодно давать священнику жалованье (ругу) по 3 копейки «со всякой души», доставлять в Колу с каждого погоста по 1 пуду трескового жира и по 2 кережи мяса и рыбы. Кроме того, саамы должны были платить по 3 копейки с исповеди (или, как было установлено позднее, за поминание родителей), по 13 копеек — при крещении новорожденных, по 2 ефимка (1 рубль) — при венчании вступающих в брак (помимо архиерейских пошлин1), по 2 копейки с вежи — за рожде ственскую молитву и т. д., а также давать священнику и дьячку подводы при поездках их по делам религиозной службы. В начале XVII века в разных местах Кольского полу острова все еще имелись отдельные группы саамов-языч- ников, именовавшиеся обычно «дикой лопью». Русское правительство принимало меры к тому, чтобы всех их приобщить к христианству. В 20-х годах XVII века при няли крещение иокангские саамы. Но некоторые саамы не хотели отступать от «веры отцов» и при попытках крес тить их уходили в леса, поближе к границе, чтобы в случае чего убежать за рубеж. В феврале 1681 года царь Федор Алексеевич направил кольскому воеводе Василию Эверлакову грамоту, в которой рекомендовал обращать саамов-язычников в христианство не насилием, а жалованьем, действовать так, чтобы в ино верцах «не возбудить смятения и от Кольского острогу не отогнать». Поведено было выдавать из казны каждому крес тившемуся язычнику по 2 рубля деньгами и на два года освобождать от всех повинностей, а «нарочатым» саамам, то есть более знатным и влиятельным, — по 2,5—3 рубля деньгами и «льготы» на 2,5—3 года, «да и впредь его, великого государя, жалованьем их велено обнадеживать». К началу XVIII века христианизация саамов в пределах Кольского полуострова завершилась. 1 Со всех христиан и церквей Русского Севера взимались также поборы в Новгородскую архиепископскую казну. С учреждением новой епархии в Холмогорах в 1682 году церковная дань, венечные деньги и прочие пошлины стали идти Холмогорскому архиерейскому дому. 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz