Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.
Старинный бубен лопарского шамана ставлениям саамов, приносили им всякие беды. Нойды указывали, когда следует приносить сейдам (божествам) жертвы. Они гадали и прорицали. О саамских нойдах гово рили, что они могут излечивать больных, управлять ветрами и т. п. Были случаи, когда саамских колдунов-знахарей при глашали в Москву, к царскому двору. Таким образом, саамы только официально являлись христианами. В действительности их религиозные верования представляли собой смесь старых, языческих, и новых, христианских, воззрений. Постоянное общение с русскими и карелами, исповедо вавшими православие, вело к переосмыслению прежних представлений об окружающем мире. Языческие воззрения постепенно слабели. В жизнь саамов все шире входила христианская обрядность и идеология. Приезжая в русские селения по делам и на большие праздники, саамы обыкно венно посещали церковь, присутствовали на богослужениях, несли пожертвования священнику. Саамы пользовались услу гами русского духовенства при вступлении в брак (обряд венчания происходил в церкви), при крещении детей и т. п. Соблюдение христианских обрядов было связано с тя желыми поборами в пользу духовенства. Сохранился договор 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz