Ушаков, И. Ф. История родного края : Мурманская область : учебное пособие для 7-10-х классов средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1984. - 175, [1] с. : ил., карты, портр.

В годы столыпинской реакции многие борцы за сво­ боду попали в тюрьмы и ссылку. Рабочие лишились поч­ ти всех своих завоеваний. Революция 1905—1907 годов потерпела поражение. Но она имела громадное значе­ ние для дальнейшей борьбы трудящихся. По выраже­ нию В. И. Ленина, это была «генеральная репетиция» для решающих боев в 1917 году. § 4. СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И ОСНОВАНИЕ ГОРОДА МУРМАНСКА В 1914 году началась мировая империалистическая война. Россия очень скоро стала испытывать недостаток оружия и боеприпасов. Царское правительство з ака за ­ ло в Англии, Франции и США большое количество во­ енного снаряжения. Встал вопрос: куда его доставлять? Доступ в Черное море закрыли турки, в Балтийское — немцы, Владивосток находился слишком далеко от фронта, а Архангельский порт надолго замерзал. Для сношений с союзниками удобнее всего оказался Мурманский берег, расположенный сравнительно близ­ ко к странам Запада и доступный (благодаря Гольф­ стриму) для судов круглый год. Царское правительство решило немедля строить на Мурмане торговый порт и провести к нему от Петро­ заводска железную дорогу. Путь протяженностью в 1054 километра предстояло проложить в самые сжатые сроки и в невероятно труд­ ных условиях — в почти безлюдной местности, за ты­ сячи верст от баз снабжения, в обстановке военной раз­ рухи, в крае с суровым климатом, тяжелым грунтом и сложным рельефом (скалистые горы, болота, реки). Прежде чем приступить к прокладке железнодорожного полотна, необходимо было нанять и доставить к мес­ ту строительства тысячи рабочих, обеспечить их жиль­ ем и продовольствием, подвезти десятки тысяч тонн грузов. Сооружение железной дороги на Кольском полуост­ рове началось в июне 1915 года. Первое время на про­ кладке полотна работало около 4 тысяч человек. Позд­ нее число строителей достигло 10 тысяч. В землянках и бараках отсутствовали элементарные бытовые удоб­ ства. Не хватало продовольствия и теплой одежды. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz